МЭТЗ_900x50_2

Кошелек или жизнь: ФСК ЕЭС настаивает на вливаниях из бюджета

Олег Бударгин (ФСК ЕЭС) не уверен в получении дотаций из бюджета

Олег Бударгин (ФСК ЕЭС) не уверен в получении дотаций из бюджета

В начале этой недели на совещании в Санкт-Петербурге глава Федеральной сетевой компании (ФСК) Олег Бударгин сделал важное заявление: «нельзя строить новые сети и проводить комплексную реконструкцию только за счет тарифа«. Об этом пишет «Коммерсантъ». Таким образом, руководитель компании фактически призвал к частичному финансированию инвестиционной программы из бюджета, то есть к практике, которая после реформирования РАО «ЕЭС России» не применялась. Исключение составляли только Федеральные целевые программы (ФЦП) наподобие подготовки Приморского края к саммиту АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) или Сочи – к Олимпиаде.

Бударгин пояснил свою позицию тем, что ФСК должна заботиться о потребителе. По его словам, ранее компания могла «не стесняться» в требованиях по росту тарифов и ежегодное увеличение ставки доходило до 25 процентов. Как отметил глава Федеральной сетевой компании, сейчас энергетики сами являются инициаторами сдерживания тарифов и выступают за увеличение ставок максимум на 10-11 процентов в год.

Глава ФСК обрисовал ситуацию в отрасли на примере «Ленэнерго»: износ сетей компании составляет 70 процентов; при этом инвестиционную программу на 2012 год сократили до 13,3 миллиарда рублей, то есть на 15 процентов по сравнению с 2011 годом. В целом за последние пять лет «Ленэнерго» потратила на инвестпрограмму 65 миллиардов рублей, а сети все равно износились на пять процентов.

Позиция Бударгина предельно ясна: раз мы сами ограничиваем свои расходы, заботясь о потребителе, отчисляйте нам денег из бюджета на ремонт старых и строительство новых коммуникаций.

Инвесторам ограничение тарифов 10-11 процентами точно не понравится, так как они рассчитывали на минимум 10-процентный рост вплоть до 2018 года. Если тарифы на самом деле будут расти по озвученному сценарию, вкладываться в сетевые компании будет невыгодно.

Инвесторы рассчитывают, что с осени тарифы сетевых компаний начнут устанавливаться в соответствии с долгосрочной методологией RAB (Regulatory Asset Base). Особенность этой системы в том, что сетевые компании, ее использующие, заинтересованы в снижении издержек.

Методология RAB широко применяется в Европе и хорошо себя зарекомендовала, позволив некоторым компаниям даже снизить тарифы (с поправкой на инфляцию). При традиционном механизме тарифообразования «Затраты плюс» основным источником финансирования как затрат на амортизацию, так и инвестпрограммы, является тариф. Получила компания от потребителей два миллиона долларов, их она и направит на развитие и модернизацию.

При методике RAB источником финансирования тоже является тариф, но деньги направляются не на инвестиции, а на привлечение заемных средств. Полученные 2 миллиона долларов компания может внести в качестве залога и получить 10 миллионов долларов кредита, обновить коммуникации, а в результате – снизить издержки. Таким образом, доходы компании увеличатся, и в следующем году средств на инвестпрограмму будет больше.

При RAB методологии тарифы устанавливаются на 3-5 лет, а не на один год, как при схеме «Затраты плюс». Компания заинтересована в снижении издержек, поскольку, сокращая расходы при утвержденном на долгий срок тарифе, она записывает себе в прибыль сэкономленные средства.

Если ФСК откажется от RAB-методологии и пойдет по пути прямых бюджетных вливаний, о должной эффективности операционных и капитальных расходов можно будет забыть.

Впрочем, еще не все потеряно: никто не говорил, что бюджет согласится выделить средства Федеральной сетевой компании. Бударгин, кстати, тоже не уточнил, предусмотрены ли какие-то ассигнования из бюджета. По его словам, вопрос о финансировании инвестпрограммы ФСК ЕЭС за счет государства сейчас активно обсуждается в правительстве.

Если средства все же будут получены, их можно распределять с помощью допэмисии в пользу государства, считает глава ФСК. И этот сценарий навряд ли придется по душе инвесторам, поскольку допэмиссия может существенно снизить капитализацию компании.

У возврата к господдержке есть еще один подводный камень: руководители компаний, как правило, сами не замечают (или только делают вид), когда начинают перегибать палку. В 2012 году планировалось ограничить рост тарифов инфляцией, но в итоге у тогдашнего премьер-министра Владимира Путина «рука не поднялась» подписать соответствующее распоряжение.

Получив право увеличивать тарифы, госкомпании попытались выбить себе дополнительные преференции. В частности, глава РЖД Владимир Якунин предложил позволить железнодорожной компании инвестировать пенсионные накопления. Глава «Газпрома» Алексей Миллер вообще предлагал освободить монополию и ее структуры от налогов на внутреннем рынке, «учитывая специфику отрасли».

В целом требования госкомпаний почти не изменились, только риторика стала другой. В прошлом году энергетики, газовики и железнодорожники грозились отказаться от модернизации, если им не разрешать поднять тарифы, а сейчас они требуют от правительства денег в связи с необходимостью сдерживать тарифы и заботиться о потребителе.

Метки: , , , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2018 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования