Учёный и административный деятель «в одном флаконе», Стивен Чу являет собой уникальный пример того, какие новые возможности открываются в мире политики и науки для современного человека и как выдающийся учёный может принести пользу на государственном посту. Впрочем, обо всём по порядку.
Стивен Чу — американец китайского происхожнения, появился на свет в городе Сент-Луисе (штат Миссури) 28-го февраля 1948-го года. Казалось бы, ребёнку из обычной китайской семьи переселенцев было уготовано самое обычное будущее, полное кропотливой работы и скромных достижений. Но в случае со Стивеном Чу (аутентичное китайское произношение имени — Чжу Дивэнь) всё сложилось совершенно иначе. Ведь его отец, Джу Чин Чу, приехал в США не в поисках заработка, а чтобы продолжить своё образование в знаменитом Массачусеттском технологическом институте, а несколькими годами спустя мать Стивена Чу, Чинг Чен Ли, начала изучать там экономику. Так что Стивен Чу, безусловно, является потомственным учёным. В своей автобиографии Стивен Чу пишет о том, что его дет по матери «получил ученую степень в области гражданского строительства, в то время как его брат изучал физику в Сорбонне«. Затем оба деда Стивена Чу вернулись в Китай. Однако волнения в стране не позволили будущим родителям Стивена Чу, по примеру старших, работать и совершенствоваться на родине. Поэтому молодая семья перебралась в США. Стивен Чу пишет о своём детстве, что он и его братья росли «в составе типичной кочевой академической семьи: мой старший брат родился в 1946-м году, когда отец заканчивал Массачусетский технологический институт, а я появился в Сент-Луисе в 1948-м году, когда отец преподавал в Вашингтонском университете, и наконец мой младший брат завершил процесс рождения у нас в семье детей уже в Квинсе — вскоре после того, как отец стал профессором в Бруклинском политехническом институте«.
В 1950-м году семья Чу переехала в Гарден-Сити, спальный район Нью-Йорка неподалёку от Бруклинского политеха, где среди двадцатипятитысячного населения проживало, помимо Чу, лишь две китайских семьи. Но для родителей Стивена значимым был не фактор диаспоры, а качество системы государственных школ в районе. Сам Стивен Чу говорит, что «важность образования в моей семье не просто подчеркивалась, это был наш смысл существования. Практически все наши тети и дяди были кандидатами наук, и было само собой разумеющимся, что следующее поколение Чу будет следовать семейной традиции. В этой переполненной учёными семье я просто обязан был занять место в академической среде, иначе стал бы уродом«.
Однако в младшей и средней школе средний сын семейства Чу не был таким уж фанатиком науки. По его собственным словам, к большей части школьных занятий Стивен Чу относился как работе, но не как к «интеллектуальному приключению». Первой дисциплиной, заинтересовавшей его по-настоящему, стала, как это ни удивительно, геометрия. Доказательство теорем стало для Стивена чем-то вроде спорта. В то же время Чу стал интересоваться и литературой, читая запоем книги понравившихся ему авторов.
Видно, что страсть к познанию и экспериментам были ощутимы в Стивене Чу ещё в детстве. О своих развлечениях он пишет так: «Несмотря на важность образования в нашей семье, моя жизнь не была полностью сосредоточена вокруг школьной работы или отдыха в виде чтения. Летом после детского лагеря друг познакомил меня с замечательным занятием – строительством пластиковых моделей самолетов и кораблей. В четвертом классе я перешел к монтажному набору и провел много счастливых часов, занимаясь построениями устройств неизвестного назначения, где главным моим критерием успеха было максимально увеличить количество движущихся частей и общий размер поделки. Ковер нашей гостиной часто бывал усеян сотнями металлических «балок», маленьких гаек и болтов, полусобранных частей. Понимание со стороны мамы позволяло мне собирать мои «проекты» целыми днями. Когда я стал старше, мои интересы расширились – я стал развлекаться с химическими реактивами, например, мы с моим другом экспериментировали с самодельными ракетами. Эксперименты в основном финансировались из тех денег, что мои родители дали мне на обед в школе. Но однажды летом мы обратили наше хобби в бизнес, начав тестировать почву наших соседей на кислотность и недостающие питательные вещества.»
Неудивительно, что в выпускных классах Стивена Чу привлекла экспериментальная физика. Преподаватели, вовремя разглядев в юноше будущего ученого, дали ему полную свободу действий, вместо заучивания списков формул.
Стивена Чу не взяли в колледж Айви, но зато его с удовольствием принял колледж Рочестер, где молодой Чу открыл для себя математику в качестве научного интереса. В 1970-м году Чу поступает в университет Беркли, с большим желанием заняться теорией физики. Сдав квалификационный экзамен, Стивен Чу стал работать с выдающимся ученым Юджином Камминсом. Однако после нескольких проведённых Чу экспериментов и ему, и его преподавателям стало ясно, что Стивен — прирождённый физик-экспериментатор. В 1974-м году он приступает к экспериментальной работе в области энергетической физики.
Весной в 1978-м году Стивен Чу становится помощником профессора в университете Беркли. Осенью 1978-го года он присоединяется к компании Bell Laboratories. Осенью 1983-го года Стивен Чу становится главой отдела исследований квантовой электроники и переезжает в Холмдел (Нью-Джерси), где трудились специалисты другой ветви Bell Labs.
О времени, проведённом в Белл Лабораториз, Стивен Чу говорит, что оно было «как Мэри Поппинс — практически идеальным во всех отношениях«. И всё-таки в 1987-м году Чу решил оставить свою «уютную башню из слоновой кости«. В это время Тед Хэнш оставил пост в Стэнфорде, чтобы стать одним из директоров Института Макса Планка, занимающегося квантовой оптикой, и Стивен Чу был призван заменить его.
О своих студентах в Стэнфорде (где Стивен Чу проработал девять с половиной лет) Чу говорит, что они были «выдающимися» и он «многому у них научился«.
Неутомимый экспериментатор, Стивен Чу получил в 1997-м году Нобелевскую премию по физике за совместную работу с Клодом Коэном-Таннуджи и Уильямом Филипсом, также ставшими лауреатами вместе с Чу.
Глубокое понимание энергетических процессов, умение организовать работу и строить отношения с людьми, высокая компетенция и трудолюбие Стивена Чу привели к тому, что занявший пост Президента США Барак Обама назначил его 21-го января 2009-го года министром энергетики Соединённых Штатов Америки.
На фото: Стивен Чу в лаборатории
Метки: Стивен Чу
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: