Реализация электроэнергии

Реализация электроэнергии потребителям – естественное продолжение процесса производства электрической энергии. Функционирование действующей энергосистемы Российской Федерации основано на сочетании технологической и коммерческой инфраструктуры, а также взаимодействующих между собой в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и реализацию электроэнергии и действующих под строгим государственным контролем.

Согласно действующему законодательству РФ (ГК РФ, ст. 539), реализация электроэнергии абоненту должна осуществляться в рамках договора энергоснабжения, заключенного между абонентом и энергоснабжающей организацией. Организация при этом обязуется подавать абоненту энергию посредством присоединенной сети, а абонент – оплачивать энергию, соблюдать установленный договором режим потребления и обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении электрических сетей и оборудования.

Ст. 545 ГК РФ гласит, что абонент с согласия энергоснабжающей организации также имеет право осуществлять реализацию электроэнергии – то есть передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации, третьим лицам – субабонентам. Таким образом, генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка. Правила оптового рынка также предусматривают возможность реализации электроэнергии путем заключения свободных договоров купли-продажи и определения цены в таких договорах в ходе биржевых торгов, организуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле.

Для целей бухгалтерского и налогового учета электроэнергия признается товаром, и реализация электроэнергии ничем не отличается от реализации товаров, имеющих вещественную структуру. В частности, реализация электроэнергии облагается НДС в общеустановленном порядке, а доходы от реализации электроэнергии на общих основаниях включаются в налоговую базу при расчете налога на прибыль

Особенности процесса реализации электроэнергии определяются спецификой электроэнергии как товара. Во-первых, процессы производства и потребления электроэнергии совпадают во времени, при этом объемы выработанной и потреблённой электроэнергии в любой отдельно взятый момент времени равны. Возможность запасания электроэнергии в достаточных количествах отсутствует, и если на других товарных рынках нарушение баланса между производством и потреблением может быть устранено за счет использования складских запасов или (иногда) товаров-заменителей, то рынок электроэнергии может нормально функционировать только при стабильной сбалансированности производства и потребления. Во-вторых, реализация электроэнергии может осуществляться только при наличии у абонента энергопринимающего устройства, отвечающего установленным техническим требованиям и присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, а также при обеспечении учета потребляемой энергии. При этом на уровне потребления отсутствует возможность определить, кто произвёл использованную энергию.

В 2011 году порядок реализации электроэнергии в России претерпел существенные изменения в рамках поэтапной программы по либерализации рынка: с 1 января 2011 года был осуществлен полный переход к свободным ценам на электроэнергию для юридических лиц. Тарифы на электроэнергию для населения по-прежнему регулируются государством. Это повышает риск неплатежей для сбытовых компаний, но в то же время позволяет реализовать энергию по более приемлемым для всех субъектов рынка ценам.

Метки: , , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования