Как поступает в современные здания тепло? Ответ, который напрашивается первым – «благодаря батареям». В этом нет ошибки, однако это неполная информация – потому что в батареях, иначе называемых радиаторами, тепло тоже не берется ниоткуда.
Если мы говорим об отоплении зданий, в разговоре неизбежно всплывают слова «котельная», «диспетчер» и – «теплотрасса». Действительно, все эти элементы взаимосвязаны в своей работе по обеспечению домов теплом. А соединяет их тепловая сеть, или, как чаще говорят, «теплосеть».
Сегодняшние теплосети – это целая система труб, организованных в большой трубопровод. По нему из той самой котельной в те самые батареи поступает горячая вода – или, в некоторых случаях, пар. Важно, что вода (пар) не остается на месте, а циркулирует – возвращается обратно туда, откуда пришла по трубопроводу. Поэтому количество труб в теплосети всегда чётное.
Кроме собственно труб, в тепловую сеть входят и другие элементы: уже упоминавшиеся и такие привычные горожанам батареи, а также котельные (на профессиональном языке они носят название «центральный тепловой пункт»).
Изнашивается ли это система за годы эксплуатации? Безусловно, да. Необходим ли ей постоянный профилактический осмотр и регулярный ремонт? Однозначно. Однако сегодня ситуация в России такова, что не меньше 15-ти % всех теплосетей находится в аварийном состоянии и их необходимо срочно заменить. Остальная же часть российских теплосетей изношена не меньше, чем на 60%. Всё это – никакие не «секретные материалы», а содержание вполне открытого документа «Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу. Официальная информация Минэнерго РФ», представленного российским Министерством энергетики в 2000-м году, то есть более десяти лет назад.
Согласно этому документу, качественное отопление, без экстренных аварийных ситуаций и серьезных потерь драгоценной энергии, возможно только после капитального ремонта или полного обновления не менее ста пятидесяти тысяч километров тепловых трасс.
Этого не произошло. Взамен не имеющие должного финансирования и ресурсов предприятия, отвечающие за теплоснабжение, поддерживали (и продолжают поддерживать) поставки тепла россиянам ценой удешевления строительных работ любыми возможными способами. Требования к качеству также сильно занизились – не до жиру. Это – тоже не досужие вымыслы и не клевета, а содержание официального доклада «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. 1. Реформа системы теплоснабжения и теплопотребления РФ».
На сегодняшний день теплосети России по официальным данным теряют в среднем 50% транспортируемого тепла. Это не только идет вразрез с принципами энергосбережения, но и не отвечает требованиям элементарного здравого смысла. А происходит это потому, что единственной защитой транспортируемого теплоносителя (воды или пара) в трубах подавляющего большинства теплосетей является так называемая теплоизоляция. Та самая стекловата, которая так неприглядно торчит порой из проходящих по дворам теплотрасс. Технология эта очень старая и сегодня уже ясно видно, что с возложенной на неё защитной функцией она не справляется.
Во всем мире уже довольно давно с целью сохранности трубы от коррозии (и. как следствие, сохранности тепла) применяется пенополиуретановая изоляция, которая используется по схеме «труба в трубе». Наружная оболочка в таких трубопроводах выполнена из оцинкованной стали и водонепроницаемого полиэтилена.
На такие конструкции устанавливают системы, позволяющие осуществлять контроль утечек дистанционно.
Наконец, «последним словом» в области транспортировки тепла на сегодняшний день можно назвать гибкие предизолированные трубы, которые практически не подвержены коррозии и могут быть использованы в любых условиях.
Метки: теплоизоляция, теплосеть, трубопровод
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: