На АЭС в казахском Актау установят специальные фильтры немецкого производства. Интересно, что на японской станции Фукусима-I не было немецкой системы продувки для АЭС, поэтому при расплавлении активной зоны началось нарастание температуры и давления. На будущей станции в Актау система продувки будет, говорит Петер Хауш, доктор-инженер, представитель в России и Восточной Европе компании YIT Germany, которая уже более 40 лет монтирует защитные системы на европейских АЭС и сейчас сотрудничает с казахстанскими атомщиками.
— Значит, вы говорите, японцы не до конца обезопасили свою станцию…
— Да. К примеру, на немецких АЭС стоят специальные системы для продувки, поэтому за всю историю атомной энергетики у нас такого, как сейчас на Фукусиме-I, не было.
У японцев системы продувки не было, поэтому при расплавлении активной зоны нарастало температура и давление, начал производиться водород. А, как известно, если давление резко возрастает до какого-то предела, будет разрыв. Испытывать и развивать новую систему продувки мы начали именно после Чернобыля.
У нас, конечно, нет цунами и землетрясения, но если в вдруг возрастет давление, не будет разрушений, потому что на АЭС в Германии автоматически открывается клапан, и воздух с йодом и другими вредными радиоактивными аэрозолями очищается и фильтруется.
Многоступенчатая система включает различные типы фильтров – HEPA-фильтры (фильтры тонкой очистки воздуха), фильтр предварительной очистки, аэрозольный фильтр и т.д. Таким образом, при выходе из строя защитной оболочки можно осуществить продувку и очищение.
Кроме того, ставится еще и рекупиратор водорода, который превращает водород в воду, это дополнительный способ защиты.
— И эти системы будут стоять на нашей АЭС?
— Они точно будут. Это наша идея, мы сейчас подробно объясняем и показываем, как оно работает. Мы, кстати, уже делаем проект для Росатомпрома – предложили фильтры для АЭС в Нижнем Новгороде. Их ставят и в Китае. Универсальных решений по безопасности АЭС нет. Это все индивидуально, как сборка роллс-ройса – вручную.
— А почему люди в Германии волнуются, если станции совершенно не представляют опасности?
— У нас выборы были, и это политика. Маленькая страна без своих источников энергии, но в десятке лидеров атомной энергетики. И все-таки кто-то скажет «очень опасно». У нас нет цунами, таких землетрясений… Люди просто не знают специфику отрасли. А между тем, на смену нашего фильтра специалисты могут заходить даже без дополнительной защиты. Люди очень мало знают о радиоактивности, что есть разные ее типы с разным влиянием на организм. Альфа излучение очень короткое, бета – например, не проходит уже через эту стену, защита от гамма-излучения уже требует свинцового барьера, стены определенной толщины.
— У нас тоже все напуганы Чернобылем.
— У нас тоже. И сейчас в Германии, хотя она находится на значительном расстоянии от Японии, в аптеках закончились таблетки йода.
— Что изменится в отрасли после японской катастрофы на Фукусиме-1?
— Этот реактор старше, чем чернобыльский. Конечно, атомная энергетика — это тоже бизнес, и иногда играет роль экономия, возможно, она играла и тут свою роль. Конечно, безопасность все-таки должна быть на первом месте. Хотя жизнь вообще опасна (смеется).
беседовала Ярослава Науменко
Метки: атомная энергетика, АЭС
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: