Бюро имени Африкантова: безопасный атом приходит в Казахстан

На прошедшем в столице Казахстана г.Астане промышленном форуме продемонстрировали макет ВБЭР-300 – ядерного реактора, который планируется использовать на атомной электростанции в Актау. Представитель проектирующего реактор КБ им. Африкантова Ольга Терехина заверила участников форума, что надежность их разработок весьма высока – за все годы существования КБ с установкой реакторов у здешних специалистов ещё ни разу не возникало проблем.

Технический проект казахстанского реактора разрабатывается совместно с «Казатомпромом». Совместное предприятие уже создано, следующий шаг – подписание межправительственного соглашения, после чего будут начаты масштабные работы – уточнение деталей, изготовление оборудования. Непосредственным же строительством займутся специалисты из Казахстана.

Реактор обещает быть одним из наиболее технологичных в мире. В его основе лежат уже неоднократно апробированные технические решения, в частности, те, что применялись при создании атомных ледоколов. 6500 реакторо-лет безупречной работы – показатель достаточно серьезный. К слову, подобная ВБЭР-300 конструкция используется на нескольких АЭС, принадлежащих корпорации «Росатом».

Возникшие опасения по поводу того, что ядерные установки всё же время от времени глушатся на подлодках и по прибытии ледоколов, так как реактор работает безостановочно, в общем-то, напрасны. Несомненно, постоянная работа реактора необходима для поддержания систем жизнеобеспечения на судне, однако остановка их производится только на плановые перегрузки топлива. Станции могут функционировать в нескольких режимах; как правило, ночью нагрузка снижается для продления срока службы установок.

В аннотации в ВБЭР-300 перечислены его основные преимущества: высокая надежность, небольшие габариты (разработка значительно компактнее, чем реакторные блоки функционирующих сегодня АЭС). Мощность устройства составит 325 мегаватт; в Актау же планируют установить сразу два блока. Показатель кажется не слишком значительным, однако в КБ им. Африканова аргументировано утверждают, что более производительные станции целесообразно устанавливать в развитых электросистемах, на территориях с плотным заселением. Для Казахстана же логичнее создание реакторов средней мощности, так как они весьма эффективны с экономической точки зрения.

Напомним, что сейчас в России функционирует два реактора, созданных в конструкторском бюро имени Африкантова – на Ленинградской и Нововоронежской АЭС. Ещё один реактор будет введен в 2020 году в Нижнем Новгороде; стоимость проекта оценивается в 1,2 миллиарда долларов. Разрабатываются здесь и реакторные установки для плавучей атомной электростанции – они, к слову, могут быть использованы в сложных условиях, а также актуальны для островных государств. Реактор на быстрых нейронах разрабатывается для Белоярской АЭС и будет установлен на её четвертом энергоблоке; он станет крупнейшим в мире в мире блоком на быстрых нейронах. Его замкнутый цикл позволяет выжигать отходы, тем самым утилизируя их. Заметим, что востребованность работающих на данной технологии реакторов весьма высока, так как агрегаты позволяют использовать отработанное ядерное топливо; таким образом, можно утилизировать 800 миллионов тонн оружейного плутония, который сегодня имеется в России, а также радиоактивные изотопы кабинетов ядерной медицины. Реактор работает на уране 238, залежи которого куда объемнее запасов урана 235, используемого подавляющим большинством современных установок.

В ходе форума были заданы вопросы относительно безопасности российских ядерных объектов. Специалисты заверили, что сегодня нормы даже выше, чем продиктованные МАГАТЭ. Тема разговора плавно перетекла в обсуждения событий в Японии. Представитель КБ им. Африкантова объяснила участникам мероприятия, что на АЭС «Фукусима-1» используется принципиально другой тип реактора, который имеет с ВБЭР-300 достаточно мало общих черт. Так, японский реактор тяжеловодный, устаревший; аналогичные установки использовались на печально известной АЭС Три-Майл-Айленд в США, где 28-го марта 1979-го года произошел взрыв. Ольга Терехина акцентировала внимание на том, что на масштаб разрушений в Японии повлияло сразу несколько факторов – землетрясение, цунами, густая заселенность. АЭС просто не была рассчитана на противодействие столь агрессивному воздействию стихии. В ВБЭР-300 же уровень безопасности куда выше – системы предупреждения взрыва здесь активные, в отличии от пассивных японских, и они самостоятельно, без участия человека, активируются при наступлении аварийной ситуации. Прогрессивным ВБЭР-300 можно назвать и потому, что системы безопасности работают без подачи дополнительного питания, а отвод остаточного тепла производится за 72 часа. Взрыв же на Фукусиме-1 произошел именно из-за отключения энергии и, как следствие, накопления водорода, поэтому здесь весьма грамотная и слаженная работа ликвидаторов не имела должного эффекта.

На сегодняшний день «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова» является одним из лидеров российского атомного машиностроения. КБ было основано ещё в 1945-м году, и за годы работы накопило не только богатый опыт, но и создало развитую инфраструктуру, обеспечивающую полный производственно-технологический цикл – начиная от проектирования и заканчивая комплексными поставками заказчику и возможностями сервисного сопровождения в течении всего гарантийного срока эксплуатации ядерных установок.

официальный сайт КБ машиностроения им. Афтрикантова

Метки:

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2025 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования