Больше десяти лет назад, на стыке тысячелетий началась реформа электроэнергетики Российской Федерации. Время подводить промежуточные итоги – что же представляет из себя рынок российский энергетический рынок на сегодняшний день, а главное – к чему стоит стремиться в будущем?
Для начала совершим небольшой экскурс в постсоветскую историю отрасли. После краха Советского Союза, вместе с которым почила в бозе социалистическая экономика, электроэнергетика теперь уже Российской Федерации встала перед необходимостью перехода на рыночные рельсы. На тот момент отрасль представляла собой монополию, типичное дитя планового экономического хозяйства. Впоследствии на месте Министерства энергетики и электрификации СССР было создано Российское Акционерное Общество «ЕЭС России» — тоже монополия, но менее жесткая. Основной контроль оставался за государством, однако доступ капиталу со стороны был открыт. Только вот капитала было мало – иными словами, поступающих инвестиций не хватало на преобразования в отрасли, потребность в которых к тому времени ощущалась крайне остро. Основных выходов из ситуации было два: приватизировать компанию полностью – то есть заменить государственную монополию на частную, либо разделить «ЕЭС России» по видам деятельности и получившиеся отраслевые компании отдать на откуп частному капиталу по отдельности.
Авторы реформы энергетики РФ, разработка которой происходила в 2001-м – 2005-м гг., пошли по второму пути. В начале прошлого десятилетия приоритетными задачами развития энергетической отрасли были, во-первых – привлечение инвестиций, а во-вторых – модернизация отрасли. Обе эти задачи планировалось решить за счет продажи наиболее конкурентных секторов энергетики РФ, с тем, чтобы отрасль регулировалась рыночными законами, а контроль государства осуществлялся не прямым административным диктатом, а посредством прозрачных механизмов, таких как, скажем, налоги.
Однако уже к 2008-му году, когда была закончена реорганизация РАО «ЕЭС России», стало очевидно, что практическая реализация реформы несколько отличается от изначальной задумки. Как показало время, самое «слабое звено» реформы заключалось в том, что при её разработке слишком мало внимания было уделено развитию конкуренции на розничном рынке электроэнергии, параллельно с созданием эффективных конкурентных механизмов на рынке оптовом. В реальности получилось, что авторы реформы неоправданно усложнили не только механизм функционирования оптового рынка, но и процесс трансляции оптовых цен на розничный рынок (не говоря уже о том, что процесс формирования оптовых цен оказался «страшно далек от народа»). Многочисленные структуры и ведомства, призванные регулировать рынок электроэнергии — НП «Совет рынка», федеральное агентство Росэнерго, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Минэнерго – зачастую выполняют не совсем те, либо совсем не те функции, которые за ними изначально были закреплены, ключевые же решения на энергетическом рынке на практике принимались и принимаются ФСТ. Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний момент в области либерализации рынка и создания механизмов саморегулирования энергетической отрасли России реформа – увы – не состоялась. О причинах можно говорить, а главное – спорить – достаточно долго. Тут и необходимость упрощения оптового рынка, необходимость регулирования атомной энергетики и гидрогенерации (т.е. тех областей, которые обеспечивают системную надежность и базовое производство), и важность введения одноставочной цены в расчетах за электроэнергию и мощность, и усиление конкуренции в сегменте ценообразования. Плюс нельзя не учитывать политический аспект – все-таки реформа задумывалась при одном политическом климате, а осуществлялась уже при другом, с гораздо большим градусом тяготения к консервативному государственничеству. С точки зрения последнего, полноценная либерализация энергетического рынка, в общем-то, и ни к чему.
С другой стороны, официальная цель реформы – привлечение в отрасль частных инвестиций – вроде бы все-таки достигнута. «Вроде бы» – потому что при детальном рассмотрении становится очевидной отчетливая тенденция к консолидации активов в руках госкорпораций. Частные инвесторы, в том числе иностранные, под тем или иным предлогом с рынка уходят. Самый вероятный сценарий в создавшейся ситуации – получение оставшимися государственными компаниями льгот от правительства – в ущерб другим игрокам этого рынка, и – что ещё более печально – в ущерб потребителю. При таком развитии событий рано или поздно ситуация с рынком электроэнергии в России вернется к стартовой точке, но вновь привлечь инвесторов на рынок, учитывая предыдущий опыт, вряд ли уже удастся. Таким образом, второй виток кризиса отрасли будет более серьезным, чем первый, хотя бы по причине её физического износа.
И поскольку нынешняя ситуация – не-рынок и не-монополия – устойчивой быть не может по определению, то выбор делать рано или поздно все равно придется. Оптимальным вариантом было бы создание рынка, понятного потребителю. Необходима коренная реконструкция рынка энергетики и мощности, необходимы простые, понятные, прозрачные механизмы, необходима настоящая конкуренция и грамотное вмешательство государства, без популизма и подпольных преференций одних участников другим. Реально ли это на сегодняшний момент? Время покажет.
Метки: ЕЭС, электричество, энергоснабжение
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: