Сергей Шматко, действующий министр энергетики России, выразил мнение, что для подъема уровня цен на бензин на сегодня больше нет никаких экономических оснований.
Дефицит автомобильного бензина, возникший в ряде регионов государства, по словам министра, повлек за собой подъем уровня розничных цен для потребителей. Минэнерго в связи с этим предприняло ряд мер, чтобы преодолеть создавшуюся на рынке ситуацию. Во время выступления в Госдуме в рамках «правительственного часа» Сергей Шматко выразил свою уверенность в том, что принятые меры скажутся на стоимости нефтепродуктов.
«Могу с уверенностью заявить, что на данный момент в нефтеперерабатывающей отрасли нет объективных экономических оснований, которые могли бы способствовать ценовому росту», — сказал он.
Напряженная ситуация на рынке стала следствием четырех причин, согласно данным министерского анализа. Первая причина – премия за экспортные поставки нефтепродуктов в сравнении с поставками продукции на внутренний рынок, которая образовалась в мартовско-апрельский период. Это поспособствовало тому, что часть топлива, предназначенного для внутреннего рынка, была отправлена на зарубежный экспорт.
Вторая причина – смещение сроков инвестиционных программ из-за неготовности ряда отечественных заводов по нефтепереработке изготавливать дизельное топливо и бензин третьего класса, а также введенные в начале этого года границы на внутригосударственный оборот дизельного топлива и бензинов стандарта «Евро-2».
Третью причину можно назвать сезонной особенностью отрасли: в апреле традиционно наблюдается пик ремонтных работ на НПЗ. А четвертая причина – отсутствие должной подготовки к работе в условиях современного рынка серии независимых операторов сетей АЗС.
Министр энергетики также внес предложение относительно продления сроков оборота в России дизтоплива стандарта «Евро-2» и 92-го бензина до конца 2012-го года. Равным образом Минэнерго считает рациональным перенести сроки обязательного перехода на производство и потребление бензина стандартов «Евро-3» (до окончания 2014 года) и «Евро-4» (до окончания 2015-го года).
Также С. Шматко подчеркнул, что ожидаемое внесение изменений в тех. регламент, устанавливающий сроки введения в оборот соответствующего более высоким экологическим стандартам топлива, произойдет в ближайшее время.
Кризис на российском рынке нефтепродуктов разразился под конец апреля, когда одновременно в нескольких регионах возник резкий топливный дефицит, а стоимость продуктов нефтепереработки в остальных стремительно взлетели вверх. Такая ситуация возникла из-за целого комплекса обстоятельств и проблем в отрасли: отсутствия прозрачности рынка, монополизма, нехватки мощностей по нефтепереработке, государственной политики налогообложения, подъема мировых цен на нефть, попыток правительства осуществить вручную регулирование и заморозку розничной стоимости бензина, сделавшие торговлю на внутреннем рынке нерентабельной для ВИНК.
Премьер-министр России В. Путин подключился к ситуации еще в самом начале, обвинив вместе с ФАС (Федеральной антимонопольной службой РФ) нефтяные компании в алчности. Нефтяники в свое оправдание небезосновательно указывали в сторону серии акцизов и НДПИ, существенно увеличившихся в последнее время, несмотря на правительственные требования поддерживать прежний уровень розничных цен.
Метки: бензин, кризис, экономика
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: