Российская ФАС (Федеральная антимонопольная служба) предложила ВИНК (вертикально интегрированным компаниям) взаимовыгодный обмен, благодаря которому они могут получить 50% пиковую долю присутствия их сетей автозаправочных станций на рынках в регионах страны (против нынешних 35%). Взамен ВИНК должны обеспечить независимым нефтепроизводителям гарантированный свободный доступ к мощностям заводов по переработке нефти, сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на Анатолия Голомолзина, главу ФАС.
В короткие сроки ФАС планирует внести соответствующий законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов» в правительство. На сегодня, однако, у Минэкономики еще есть ряд претензий по этому законопроекту, также его пока не удалось согласовать с Минэнерго. Голомолзин заявил: «У нас есть встречное предложения для ВИНК. Они должны гарантированно предоставить независимым участникам рынка долю переработки», добавив, что размер квоты «может составлять примерно 15% от их мощностей».
Согласно законопроекту, развитие сетей автозаправочных станций ВИНК подпадает под запрет, если на местном рынке их часть составляет свыше 35-50% (зависит от конкретного региона). Подобная идея была выдвинута еще в 2001-м году, и тогда имела гораздо больше шансов на успех. Как пишет «Коммерсантъ», рынковая доля независимых производителей в 2000-м году превышала 10% нефтедобычи, сегодня же их доля, по данным «Ассо-нефть», ассоциации малых нефтяных компаний, равна 3%.
Предложение по региональному ограничению развития сетей АЗС вертикально интегрированных компаний в случае превышения допустимой 35% доли было принято ФАС два года назад, в 2009-м году. Проект закона «Об обороте нефти и нефтепродуктов» ФАС предложила в марте текущего года вместе с законопроектом, регулирующим рыночное ценообразование в нефтяной сфере на территории РФ. Ожидалось, что эти законопроекты будут выдвинуты в качестве альтернативы законопроекту «О нефти», разработанному Минэнерго. При пиковой границе в 35% под ограничение подпадут сети компаний примерно из половины регионов государства, а при границе в 50% — компании из трети регионов.
Некоторое время назад по инициативе Минэнерго рассматривалось предложение Игоря Сечина, вице-премьера РФ, сделанное им в 2008-м году, относительно выделения отдельного НПЗ независимым нефтепроизводителям. Для этих целей Минэнерго предлагает купить один из действующих НПЗ. ФАС же хочет обязать вертикально интегрированные компании выделить независимым производителям нефти специальные квоты на своих НПЗ.
Напомним, что на территории РФ в конце апреля зафиксирован острый дефицит бензина. Активизировался подъем цен на топливо, нехватка поставляемых на АЗС объемов его различных марок была заметна в 73-х регионах. Сложнее всего ситуация была в отдаленных регионах страны – на Дальнем Востоке и в Сибири. Из-за прекращения или снижения поставок нефтепродуктов марок А-92 и А-95 со стороны крупных компаний независимые операторы автозаправочных станций испытывали серьезный дефицит.
В СМИ поступала информация о закрытии близко 300 АЗС в Алтайском крае (примерно половина розничного регионального рынка), подъема цен до 50 рублей за литр бензина в Республике Тува, новосибирской распродаже заправок независимыми операторами.
Рыночные эксперты высказывают мнение, что административное сдерживание внутренних цен на бензин в феврале на фоне подъема мировых нефтяных цен стали причиной кризисной ситуации с топливом в российских регионах. Ведь для нефтяных компаний стало более рентабельно отправлять нефть на экспорт, чем продавать на внутреннем рынке.
Глава Федеральной антимонопольной службы расценивает дефицитную ситуацию на внутреннем рынке как шантаж правительства государства со стороны нефтяных компаний. Он пообещал «направить все полномочия ФАС на то, чтобы разобраться с этим хулиганством, организованным нефтекомпаниями».
На фото: глава ФАС Анатолий Голомолзин
Метки: АЗС, бензин, ВИНК, кризис, ФАС
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: