Есть ли в России ветроэнергетика как отрасль? Каковы её перспективы? Стоит ли вкладывать финансы в её развитие?
Ветроэнергетика представляет собой отрасль энергетики, специализирующуюся на преобразовании кинетической энергии воздушных масс в атмосфере в электрическую, тепловую, механическую или в любую иную форму энергии, пригодную для использования в народном хозяйстве. Это преобразование осуществляется такими устройствами, как ветрогенератор (для получения электроэнергии), ветряная мельница (для преобразования в механическую энергию), парус (для использования в транспорте) и некоторыми другими.
Энергия ветра относится к возобновляемым видам энергии, ведь она – следствие деятельности солнца. Ветровая энергетика сегодня является бурно развивающейся отраслью; в конце 2010-го года суммарная установленная мощность всех ветровых генераторов составила 196,60 ГВт. В прошлом году объём электроэнергии, выработанной всеми ветрогенераторами мира, составил 430 ТВт\ч (2,5 % всей произведённой человечеством электроэнергии). Часть стран особенно интенсивно развивает ветроэнергетику, в частности, Китай, США, Дания, Португалия, Ирландия, Испания, Германия.
Ветрогенераторы не потребляют ископаемого топлива в процессе эксплуатации. Работа ветрового генератора мощностью 1 МВт за 20 лет делает возможной экономию около 29 тысяч тонн угля или 92 тысяч баррелей нефти.
Если говорить о странах, лидирующих в области развития ветроэнергетики, то Германия планирует к 2020-му году производить 19,60% электричества из возобновляемых источников энергии, в основном из ветра; в Китае принят Национальный План Развития, предусматривающий рост установленной мощности до 30 тысяч МВт к 2020-му году;
Индия к 2012-му году увеличит свои ветромощности в 2 раза по сравнению с 2008-м годом. К 2012-му году планируется постройка новых ветроэлектростанций на 6 тысяч МВт; Япония имеет в планах уже в текущем 2011-м году повысить мощности своих ветровых электростанций до 3 тысяч МВт; Венесуэла за 4 года, начиная с текущего, наметила возведение ветряных электростанций на 1,5 тысячи МВт; Франция планирует к 2020-му году построить ветроэлектростанций на 25 тысяч МВт.
Крупные ветровые электростанции включаются в общую энергосеть, небольшие используются для снабжения электроэнергией удалённых районов. В отличие от ископаемых видов топлива, энергия ветра практически неисчерпаема, повсюду доступна и значительно более экологична.
Что же касается России, то перед инвесторами сегодня стоит ряд достаточно острых вопросов. С одной стороны, по оценкам ведущих мировых специалистов, Россия – очень перспективная страна относительно качества и количества движений воздушных масс (ветров) и вложения денег в постройку ветроэлектростанций (ВЭС). Технический потенциал её ветроэнергетики оценивается цифрой свыше 50 000 миллиардов кВт•ч/год. Экономический потенциал имеет значение около 260 миллиардов кВт•ч/год, то есть примерно 30% выработки электроэнергии всеми электрическими станциями страны.
Энергетически оптимальные ветровые зоны в России расположены, как правило, на побережье и островах Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Камчатки, в районах Средней и Нижней Волги и Дона, на побережье Каспийского, Охотского, Балтийского, Баренцева, Азовского и Черного морей. Отдельные ветрозоны расположены в Туве, на Алтае, в Карелии, на Байкале.
А с другой стороны, несмотря на радужные ожидания, в стране не наблюдается прорыв относительно значительного увеличения доли электричества, вырабатываемого ВЭС, и присоединения энергопотоков от альтернативных источников получения электроэнергии к Единой энергетической сети России. А это означает, что инвесторы, ожидающие довольно быстрой финансовой отдачи от ВЭС, могут либо надеяться на прибыль в очень отдалённой перспективе, либо, даже потерпеть убытки вследствие отсутствия внятного законодательства относительно альтернативной энергетики.
На фоне мирового бума ветроэнергетики, в России отрасль практически не развивается – один только Китай ежегодно строит ветряков больше, чем за всю историю смогла построить Россия. Почему так происходит? Аналитики объясняют это сильным нефтяным лобби и безразличием правительства. Далее, по словам экспертов, в России отсутствует государственная поддержка развития ветроиндустрии на фоне субсидирования тепловой электрогенерации. То есть экономическая выгода развития ветропарков у энергокомпаний сводится на нет.
И, конечно, следует упомянуть об экономической стороне вопроса и цене производства энергии ветроэлектростанциями. Ведь сооружение ветроэлектростанций сопряжено с определёнными трудностями экономического и технического характера, замедляющими распространение ветроэнергетики. Основная часть стоимости ветровой энергии определяется первичными затратами на строительство сооружений ветроэлектроустановок (ВЭУ) (cтоимость 1 кВт установленной мощности ВЭУ составляет примерно 1000 американских долларов). Себестоимость электроэнергии, производимой ветрогенераторами, зависит от скорости ветра. В большинстве регионов России среднегодовая скорость ветра составляет около 5 м/с, в связи с чем обычные ветрогенераторы с горизонтальной осью вращения практически не применимы – их скорость старта начинается с 3-6 м/с, и получить от их работы существенный объём энергии не удастся. Но на сегодняшний день все больше производителей ветровых генераторов предлагают роторные установки, или ветрогенераторы с вертикальной осью вращения. Принципиальное их отличие состоит в том, что вертикальному генератору хватает всего лишь ветропотока в 1 м/с чтобы начать вырабатывать электричество. Продвижение этого направления убирает ограничения по использованию энергии ветра для электроснабжения. Наиболее прогрессивная сейчас технология – сочетание генераторов двух видов в одном устройстве: вертикального ветрогенератора и фото-электрического модуля (ФЭМ), то есть солнечных панелей. Дополняя друг друга, они гарантируют совместное производство достаточного количества электроэнергии в любых климатических условиях и на любых территориях. Достаточных, к примеру, для уличного освещения или обеспечения питанием объектов инженерно-технической инфраструктуры (базовых станций сотовой связи, пунктов наблюдения, погодных и метео-станций).
Максимальная средняя скорость ветра в «ветрорайонах» приходится на осенне-зимний период, то есть период наибольшей востребованности электроэнергии и тепла. Примерно 30% экономического потенциала ветровой энергетики саккумулировано на Дальнем Востоке, 14% — в Северном экономическом районе, почти 16 % — в Восточной и Западной Сибири.
Однако в России считается, что применение ветровых генераторов для обеспечения электричеством домашних хозяйств слабоцелесообразно из-за высокой стоимости инвертора (приблизительно 50% стоимости всей установки), высокой стоимости аккумуляторов (около 25% стоимости установки) и другого оборудования.
Подытоживая, следует сказать о всё-таки огромном потенциале ветроэнергетики в России. Хоть и рано пока говорить о замене традиционных источников получения энергии альтернативными, но движение в этом направлении есть и оно набирает обороты. А при законодательном урегулировании спорных моментов, правительственной поддержке энергокомпаний, занимающихся строительством ВЭС, развитие альтернативных источников получения электроэнергии, в частности, от энергии ветра, получит давно ожидаемый положительный импульс.
Метки: альтернативная энергетика, ветроэлектростанция, ветроэнергетика, ВЭС, новости альтернативной энергетики, перспективы альтернативной энергетики
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: