Сырая нефть является самым важным товаром в мире, но она бесполезна без переработки, превращающей ее в продукты, которые повсеместно используют люди: бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и нефтехимические продукты для пластмасс. А мировая нефтеперерабатывающая промышленность сегодня страдает как никогда.
Как заявил глава крупнейшей в Европе нефтеперерабатывающей группы «Total SA» Патрик Пуянне в июне инвесторам: «Маржа нефтепереработки абсолютно катастрофическая», поддерживая широко распространенное мнение среди руководителей, трейдеров и аналитиков.
То, что случится с нефтеперерабатывающей промышленностью на данном этапе, будет иметь волновые последствия для всей остальной энергетической отрасли. На заводах с многомиллиардным оборотом трудятся тысячи человек, и на горизонте появляется волна закрытия предприятий и банкротств компаний.
Аналитик по переработке в «Goldman Sachs Inc» Никхил Бхандари сказал: «Мы считаем, что уже вступили в «эпоху консолидации» для нефтеперерабатывающей отрасли». Главные лидеры отрасли, которые в прошлом году совместно переработали нефти более чем на $2 трлн, включая таких гигантов, как «Exxon Mobil Corp.» и «Royal Dutch Shell Plc», а также азиатских мейджоров, таких как «Sinopec» из Китая и «Indian Oil Corp.», а также крупные независимые компании, такие как «Marathon Petroleum Corp.» и «Valero Energy Corp.», с их вездесущими заправочными станциями.
Проблема для нефтеперерабатывающих предприятий заключается в том, что их убивает лекарство, которое спасает широкую нефтяную промышленность.
Когда президент США Дональд Трамп в апреле способствовал рекордным сокращениям добычи нефти между Саудовской Аравией, Россией и остальными членами альянса OPEC+, он, возможно, спас сланцевую промышленность США в Техасе, Оклахоме и Северной Дакоте, но он придушил нефтеперерабатывающие заводы.
Экономика НПЗ в конечном итоге проста: она основана на разнице цен между сырой нефтью и топливом, таким как бензин, и приносит прибыль, известную в отрасли как маржа крекинга.
В итоге, сокращения OPEC+подняли цены на сырую нефть, причем в течение нескольких месяцев цена на марку Brent выросла с $16 до $42 за баррель. Однако, несмотря на то, что спрос все еще находится в плохом состоянии, цены на бензин и другие нефтепродукты не восстановились так сильно, что нанесло ущерб нефтеперерабатывающим предприятиям.
Самый элементарный показатель прибыли от нефтепереработки, упал до самого низкого уровня с 2010 года. Лето обычно является хорошим периодом для нефтепереработчиков, потому что спрос растет, когда конечные потребители отправляются в отпуск. Но на этот раз некоторые заводы фактически теряют деньги, когда перерабатывают баррель нефти.
Всего несколько недель назад перспективы, по-видимому, улучшались для крупнейших в мире потребителей нефти. Спрос в Китае практически вернулся к уровню, предшествующему распространению вируса, и потребление в США постепенно восстанавливалось. Теперь вторая волна инфекций побудила Пекин ограничить передвижения сотен тысяч жителей. Случаи Covid-19 также растут в Латинской Америке и других странах.
Другая проблема заключается в том, что там, где спрос восстанавливался, его рост был неравномерным от одного переработанного продукта к другому, создавая значительные головные боли для руководителей, которым необходимо выбрать лучшие закупаемые запасы нефти и подходящее топливо для производства. Потребление бензина и дизтоплива снова возросло, в некоторых случаях до 90% от их нормального уровня, но топливо для реактивных двигателей осталось почти таким же низким, как и в зените карантина, и в ряде стран Европы составляет всего 10-20% от нормального.
НПЗ решили проблему, смешав большую часть выпускаемого реактивного топлива с дизтопливом, но это, в свою очередь, создало новую проблему: слишком много так называемых средних дистиллятов, таких как дизтопливо и мазут.
На нефтеперерабатывающей ленте США скорость обработки постоянно изменяется в ответ на потенциальные колебания спроса. По словам источников Bloomberg, в апреле, в разгар ограничений в США, «Valero Energy Corp.» в Техасе снизила переработку на НПЗ до 70%, потом в преддверии праздника Дня памяти повысила переработку почти до 79%, а затем к середине июня установила новый минимум в 62%.
В конечном итоге, если переработчики не зарабатывают деньги, они покупают меньше нефти, что может ограничить восстановление цен на нефть за последние несколько месяцев для Brent и других ориентиров. Несмотря на это, действия Саудовской Аравии, России и остальных членов группы OPEC+ свидетельствуют о том, что НПЗ будут оставаться зажатыми дольше, поскольку цены на нефть опережают восстановление цен на топливо.
Непосредственная проблема усугубляется еще более долгосрочной тенденцией: за последние десятилетия отрасль, вероятно, перестроилась, и старые заводы в таких странах, как Европа и США, не могут конкурировать с новыми, появляющимися в Китае и других странах мира.
Вице-президент по рынкам нефти в «IHS Markit» Спенсер Уэлч отметил: «Маржа нефтеперерабатывающего завода в ближайшие 5 лет будет хуже, чем в среднем за последние 5 лет, и особенно плохой в Европе».
Согласно оценке отраслевого консультанта «Wood Mackenzie Ltd.», опрашивающего 550 НПЗ по всему миру, совокупный доход отрасли сократится до $40 млрд в этом году по сравнению со $130 млрд в 2018 году.
Это может стать катализатором перемен. По словам аналитиков из «Goldman Sachs», падение спроса из-за вируса еще не вызвал каких-либо задержек в ряде мега-нефтеперерабатывающих проектов, большинство из которых находятся в Китае и на Ближнем Востоке и которые начнут работать с 2021 по 2024 год. Это приведет к тому, что глобальные коэффициенты использования будут на 3% ниже в течение этого периода, чем в 2019 году. Они отметили, что скорее всего, закроются заводы в развитых странах, потому что основная часть спроса — и новые перерабатывающие мощности — находятся в развивающихся странах.
При этом многие НПЗ, которые строятся на Ближнем Востоке и в Китае, также получают господдержку, и это только усложняет жизнь заводов в Европе и США.
Индустрия уже движется к решению проблемы избыточных мощностей: нефтетрейдер «Gunvor Group Ltd.» заявил, что планирует навести порядок на своем НПЗ в Антверпене, а американская нефтеперерабатывающая группа «HollyFrontier Corp.» в июне объявила, что превращает свой завод в Шайенне по переработки сырой нефти в объект для создания биотоплива.
Однако сейчас существует более приземленная реальность: рынок. OPEC и ее союзники могут ограничить поставки сырой нефти, сжимая нефтеперерабатывающие заводы, но они не могут заставить конечных потребителей больше потреблять топливо.
Метки: маржа нефтепереработки, нефтепереработка, спрос на топливо
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: