По сообщению ORF, Индия может быть намного смелее в своих энергетических отношениях с Ближним Востоком, и в частности с Персидским заливом.
Индия находится ближе всех великих держав к Персидскому заливу: менее чем за 4 дня можно доплыть из Фуджейры, порта в ОАЭ в Индийском океане, до крупнейшего в мире НПЗ Джамнагар в Гуджарате. И все же Нью-Дели часто беспокоит безопасность своих поставок нефти и газа. Поскольку Ближний Восток сталкивается с геополитической перестройкой в условиях пандемии, обвала рынка и трансформации энергетических технологий, эти проблемы необходимо пересмотреть.
Вспышка Covid-19 ускорила тенденции в энергетике, которые уже начались. Обвал цен на нефть частично восстановлен, но только благодаря беспрецедентно глубокому сокращению добычи в альянсе OPEC+. Доходы от экспорта нефти Организацией стран-экспортеров нефти в 2012 году составили $1,13 трлн, в 2016 году после падения цен на нефть упали до $418 млрд, а в этом году они, вероятно, упадут ниже $350 млрд.
Ближневосточные экспортеры энергоносителей, столкнувшиеся с резким экономическим спадом, оказались перед дилеммой. Сохранение экономики во время пандемии, а затем ее восстановление и переоснащение требует больших затрат. Но большинство из них уже испытывали дефицит бюджета до того, как ударил Covid-19, и им грозит истощение их суверенных фондов благосостояния и валютных резервов. Они застряли между стимулом и бюджетной консолидацией и не достигли ни того, ни другого.
Вероятно, что послевирусные пакеты стимулов в Европе и, в зависимости от результатов ноябрьских выборов, в США, будут в основном сосредоточены на «зеленых» расходах на стимулирование электромобилей и других ненефтяных технологий. Дата «пикового спроса на нефть», когда мировое потребление нефти начинает снижаться, обычно оценивалась в диапазоне 2030-40 годов. Но теперь это может произойти раньше, так как массовое уничтожение спроса из-за пандемических остановок сопровождается медленным восстановлением экономики, новыми способами работы, предполагающими сокращение поездок на работу и командировок, а также усилением политической поддержки аккумуляторных автомобилей, запретом на одноразовые пластмассы и другие ограничения на использование нефти.
Политическая нестабильность не является чем-то новым на Ближнем Востоке. Она уже усилился в конце 2019 года в форме массовых акций протеста в Ливане, Иране и Ираке и насильственного отъезда давних президентов в Судане и Алжире. Международные гражданские войны в Ливии и Йемене стали более неразрешимыми. Режим Асада в Сирии в значительной степени восстановил контроль над разрушенной страной, но столкнулся с экономическим кризисом, ужесточением санкций и турецкой интервенцией.
В прошлом году Иран предпринял ответные меры против удушения санкций США в отношении экспорта нефти, вызвав серию диверсий и нападений с опровержением, включая добычу танкеров и сентябрьский беспилотный и ракетный удар по ключевому нефтеперерабатывающему объекту Саудовской Аравии в Абкаике. В этом году ощутимое возмездие со стороны Ирана было приглушено. Но оно неуклонно снижало соответствие своей стороне Совместного комплексного плана действий 2015 года (СВПД), расширяя свою ядерную деятельность. Широко предположительно, что недавняя череда загадочных взрывов на ядерных, военных и гражданских объектах, включая электростанции и химические заводы, была сделана Израилем при поддержке или поддержке США. Иран надеялся переждать администрацию Трампа, но в какой-то момент внутриполитическое давление с целью нанести ответный удар может оказаться непреодолимым.
Отклонение политики США от Ближнего Востока продолжается, поскольку страна переходит к конфронтации с Китаем, борется со своими собственными внутренними проблемами и считает, что регион менее важен, учитывая свой новый статус экспорта нефти и газа. Вашингтон указал, что Эр-Рияд был сам по себе после атак Абкаика. На фоне непродолжительной мартовской ценовой войны за нефть между Саудовской Аравией и Россией она вмешалась политически, чтобы потребовать от OPEC снижения добычи и повышения цен для защиты американских сланцев, что было бы почти немыслимо 10 лет назад.
Положение Китая в регионе в последние годы возросло, хотя и не так сильно, как если бы оно зависело от импорта нефти с Ближнего Востока. Инвестиции в энергетику сосредоточены в основном в Ираке и в некоторой степени в ОАЭ. У Среднего Королевства есть военно-морская база в Джибути в устье Красного моря, и он развил пакистанский порт Гвадар, хотя на данный момент это остается в большей степени пропагандистским пунктом. Масштабная экономико-политическая сделка между Китаем и Ираном, начатая в 2016 году и предположительно более детальная в этом месяце, остается в основном желательной. Ни Китай, ни Россия не сделали много, чтобы защитить Тегеран дипломатически или экономически от санкций США.
Финансовая роль России слаба, и, как экспортер энергии, она является конкурентом стран Персидского залива. Она на удивление хорошо поработала над координацией добычи нефти в рамках OPEC+ и развивает атомные электростанции в Иране и Египте. Но в политическом и военном отношении она в основном играет роль спойлера в таких слабых государствах, как Сирия и Ливия. Региональные политические потрясения в целом хороши для Москвы.
Учитывая опыт прошлых нефтяных кризисов, Индия вполне может опасаться угроз для своих поставок. В I-м квартале 2020 года 60% импорта нефти приходилось на страны Персидского залива, хотя ей пришлось сократить закупки из Ирана до нуля. В прошлом году 55% импорта СПГ было также из стран Персидского залива. Тем не менее, текущие низкие цены и обилие предложения могут вызвать чувство самоуспокоенности.
Несмотря на свою близость и важность для Персидского залива как клиента и трудового партнера, инвестиции Индии в энергетику остаются ограниченными, прежде всего в ОАЭ и Омане. Ее попытки развивать иранский стратегический порт Чабахар натолкнулись на неприятности. И наоборот, Саудовская Аравия, Национальная нефтяная компания Абу-Даби и другие хотят построить и купить нефтеперерабатывающие заводы, нефтехимические заводы и хранилища в Индии, чтобы обслуживать ее обширный и растущий рынок.
Индия может быть намного смелее в своих отношениях с Ближним Востоком, и в частности с Персидским заливом. После Covid-19 региону потребуется гораздо больше инвестиций, как в углеводороды, так и в возобновляемые источники энергии. Обладая богатыми солнечными ресурсами, он может экспортировать электроэнергию и / или водород в Индию, которая нуждается в чистом электричестве и газе по разумной цене для замены загрязняющего угля.
Не участвуя в региональных конфликтах и оставаясь «другом для всех», Нью-Дели может изучить механизмы улучшения взаимной энергетической безопасности. Удержание США и противостояние одних стран и пристрастие к другим не принесли устойчивого мира, в то время как расплывчатые предложения о коллективной безопасности были и исчезли. Индия могла бы стать посредником и гарантом для более прочного дипломатического урегулирования с обещанием обеспечить свои собственные будущие поставки энергоносителей.
Метки: Индия, Китай, Персидский залив, поставки нефти, поставки СПГ
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: