Стремясь создать крупнейший в мире углеродный рынок, Китай использует более мягкий подход к выбросам, не сокращая выбросы парниковых газов в краткосрочной перспективе.
Чтобы запустить национальную систему торговли квотами на выбросы углерода, которая направлена на то, чтобы заставить энергокомпании платить за свои выбросы до конца года, политики предлагают более мягкие ограничения, которые с большей вероятностью привлекут компании к участию в процессе как ужесточить эти ограничения.
По сообщению Bloomberg News со ссылкой источники, знакомыми с проектом плана, последнее предложение даст энергокомпаниям, участвующим в существующих региональных пилотных программах, более щедрые льготы на выбросы углерода на новом рынке и позволит местным органам власти отказаться от национальной системы в течение первого года. Более мягкий подход сигнализирует, что Китай будет менее агрессивным в отношении отказа от угля в краткосрочной перспективе, поскольку коронавирус делает поддержание экономического роста приоритетом.
В 2017 году Китай заявил об ожиданиях, что национальный рынок покроет более 3 млрд тонн выбросов углерода, что почти вдвое превышает 1,6 млрд тонн, покрытых рынком Европейского союза в прошлом году. По данным «BP Plc», в 2018 году вторая по величине экономика мира произвела более 9,4 млрд тонн углекислого газа, что больше, чем в США и Европе вместе взятых.
По словам китайских чиновников, министерство экологии и окружающей среды, отвечающее за развитие углеродного рынка, стремится начать торговлю в этом году, чтобы продемонстрировать серьезность Китая в отношении его приверженности Парижскому соглашению об изменении климата.
Китай приближается к выполнению своего обязательства по Парижскому соглашению о сокращении к 2030 году выбросов углекислого газа в качестве доли валового внутреннего продукта не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2005 года. Высокопоставленные официальные лица также рассматривают возможность ускорения перехода на чистую энергию. Однако ни одна из этих целей не приведет к сокращению абсолютного количества выбросов парниковых газов в Китае — более 25% от общемирового — по мере того, как потребление энергии в стране продолжает расти.
Последний план позволяет 8 наиболее промышленно развитым регионам Китая, где сейчас проводятся пилотные проекты, отказаться от участия в национальной системе в течение первого года. Он также выделяет более щедрые выплаты меньшим компаниям, которые больше всего пострадали от коронавируса.
Например, небольшая угольная электростанция получит на 17% больше начальных квот в соответствии с национальным предложением, чем она получила бы по квотам 2019 года в Гуандуне, южной промышленной электростанции, где происходит почти 40% существующей торговли углеродом Китая.
Как интегрировать эти пилотные проекты в национальную систему — главный камень преткновения между правительством и промышленностью.
По словам главы отдела технологий «Kingeta Group», предоставляющей услуги, включая торговлю выбросами углерода, Чжэн Цзянчжуо, предлагаемый план может убедить большее число энергокомпаний в пилотных проектах присоединиться к национальному рынку, поскольку они получат больше квот на выбросы углерода. Он считает, что это также приведет к перенасыщению квот, из-за чего пилотам будет труднее добиваться сокращения выбросов, а компаниям, которые действительно присоединяются к национальной платформе, позволит снизить свои стандарты выбросов.
Он заявил: «Лучшим способом было бы ужесточение ассигнований на национальном рынке по сравнению с этим планом, наряду с некоторыми корректировками в местных пилотных проектах и обеспечение короткого времени перехода от местных пилотных проектов к национальному рынку».
Последний план министерства окружающей среды также закрывает арбитражное окно, которое позволило бы конвертировать и продавать разрешения, полученные на пилотных рынках на 2019 и 2020 годы, в национальной системе. По словам менеджера энергокомпании из провинции Гуандун, это разочаровывает трейдеров, которые увидели возможность получить прибыль от продажи своих разрешений новым участникам национальной платформы.
Компании, участвовавшие в пилотных проектах, платили от 18 юаней ($2,70) до 95 юаней за тонну углерода в третью неделю сентября. Трейдеры в обзоре, опубликованном «China Carbon Forum» в декабре, заявили, что ожидают, что национальная цена начнется с 43 юаней за тонну и вырастет до 75 юаней за тонну к 2025 году.
Координатор по Китаю в «International Carbon Action Partnership», межправительственной организации, занимающейся внедрением на мировом рынке, Лина Ли сказала: «Плавный переход от региональных пилотных проектов к национальным рынкам имеет решающее значение для обеспечения постоянной поддержки и доверия участников рынка»,. Группа ожидает, что пилотные проекты и национальная система будут сосуществовать в среднесрочной перспективе.
Главный приз — закрыть угольные электростанции из-за того, что их деятельность станет убыточной — станет возможным только тогда, когда цены станут достаточно высокими, и правительство не указало, планирует ли оно ужесточить квоты в будущем и насколько сильно.
Аналитик BloombergNEF из Пекина Ивонн Лю сказала: «Этой новой системе торговли квотами на выбросы будет сложно вывести существующие угольные электростанции на пенсию, если регулирующие органы не ужесточат распределение квот».
Европейский Союз столкнулся с аналогичными проблемами роста, когда разработал свою собственную систему торговли углеродом, которая в настоящее время является крупнейшей в мире и является моделью для Китая. Европейские цены на углерод начали устойчивый рост только через 13 лет после создания рынка, когда к ним присоединились инвесторы, а правительственные чиновники ясно дали понять, что они полны решимости поставить амбициозную цель по сокращению выбросов.
Как и ЕС, Китай полагается на компании, раскрывающие информацию о своих выбросах, которую он не может проверить. Хотя в КНР имеется общенациональная сеть радаров, которые в реальном времени отслеживают выбросы диоксида серы и других загрязнителей, они не обнаруживают углекислый газ. Бюджеты местных органов власти, перегруженные коронавирусом, не всегда могут позволить себе сторонние услуги для проверки данных, предоставленных источниками.
Если рынок действительно заработает и цены на углерод начнут расти, есть вероятность, что часть затрат придется переложить на потребителей, а эта проблема помешала министерству окружающей среды создать систему торговли выбросами. Китай неоднократно снижал цены на электроэнергию для конечных потребителей в течение последних 3-х лет по мере замедления экономического роста и еще больше снижал их во время пандемии.
Старший советник по глобальной политике в «Greenpeace» в Пекине Ли Шуо отметил: «Эскизный проект показывает, что Китаю не хватает политической воли для увеличения затрат на выбросы углерода для пользователей угля и газа. Предложение также должно быть рассмотрено другими министерствами, поэтому окончательный результат может быть еще хуже».
Метки: выбросы парниковых газов, Китай, система торговли квотами, углеродный рынок
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: