Выдающийся инженер-строитель, руководитель проектов по строительству масштабных объектов «Росатома», топ-менеджер крупного подрядчика госкорпорации «Новолекс» Алексей Кирсанов — о новых «стройках века», своей профессии и секретах успешной карьеры.
Ядерная энергетика вновь на подъеме: мощности АЭС в мире к 2040 году могут вырасти более чем в 2 раза, до 931 ГВт, подсчитали эксперты World Nuclear Association. Из них пятая часть будет приходиться на «Росатом». Это отражает активную позицию госкорпорации на рынке атомных технологий: она активно строит новые объекты и модернизирует уже имеющиеся, при этом главный ресурс атомной отрасли страны — высококвалифицированные строители-атомщики, уникальные «штучные» специалисты, опыт которых востребован по всему миру. О том, как становятся выдающимися строителями-атомщиками, что нужно для построения успешной карьеры в этой сфере, а также о том, как продвигаются масштабные стройки страны, мы поговорили с признанным экспертом в этой сфере, инженером-строителем, руководителем успешно реализованных масштабных проектов «Росатома», топ-менеджером крупного господрядчика «Росатома» ХК «Новолекс» Алексеем Кирсановым.
Алексей, у вас более 20 лет опыта руководства строительством, в том числе уникальных и технически сложных объектов атомной отрасли, где разбираться нужно не только в строительстве, но и в атомной энергетике. И вашу карьеру можно назвать образцовой. Как вам удается добиваться успехов в сложной строительной отрасли?
Я очень целеустремленный человек, а атомная отрасль меня всегда привлекала, недаром я родом из города атомщиков Балаково. Еще во время учебы в филиале Саратовского государственного технического университета имени Гагарина я проходил практику на АЭС и понял, что хочу работать в атомном строительстве. А дальше — профильное высшее образование, упорная работа, плюс способность аналитически мыслить и просчитывать вероятные трудности, постоянное повышение квалификации. Но главное — это целеустремленность, которая поможет преодолеть любые преграды. Каждый успешно реализованный проект — это не повод отдыхать и почивать на лаврах, получая поздравления. Это ступенька вверх, за которой обязательно будет следующая, более сложная, но и более интересная.
Действительно, вы регулярно повышаете квалификацию. Буквально в 2021 году учились у ведущих преподавателей России и мира в Московской школе управления «Сколково». Что вы там изучали и зачем потребовалась эта учеба?
Это была программа опережающей подготовки руководителей проектов по сооружению объектов использования атомной энергии в РФ и за рубежом. На тот момент в АО Федеральный центр науки и высоких технологий «Специальное научно-производственное объединение Элерон» «Росатома» я возглавлял проект строительства объектов ядерной и радиационной безопасности и ядерного оружейного комплекса госкорпорации, в частности, мы строили научный энергоблок. Я пришел к выводу, что мне необходимы более глубокие специальные знания в этой сфере. Я выбрал курсы повышения квалификации, наиболее соответствующие требуемому уровню. Мой расчет оказался верным, полученные знания серьезно помогли в работе над проектами. В процессе обучения мы проходили программу, подготовленную самыми высококвалифицированными специалистами, а кроме того — делились собственным опытом как в строительстве, так и в сфере принятия решений в экстренных и экстремальных ситуациях. Данное обучение дало мне дополнительные знания и навыки для атомного строительства.
В «Элероне» вы успешно руководили работами по нескольким масштабным проектам, в частности, это строительство исследовательского реактора на территории федерального производственного объединения «Маяк» на Урале, одного из крупнейших ядерных объектов России, который называют уникальным, а также создание пункта захоронения РАО в ЗАТО Новоуральск. Расскажите об этом подробнее.
Исследовательский реактор в ПО «Маяк» изначально был задуман как многоцелевой, для генерации электроэнергии и получения широкого спектра радиоизотопов. Решение о его строительстве «Росатом» принял в 2013 году, и уже тогда планировалось, что он будет вырабатывать плутоний 238, который может использоваться как топливо для космических программ. Конечно, сложности из-за экономических кризисов не обошли этот проект стороной, но «Маяк» имеет колоссальный опыт, который позволяет ему решать самые сложные задачи в сфере атомной энергетики. Уверен, что проект будет успешно доведен до сдачи в эксплуатацию. Пункт захоронения радиоактивных отходов в Новоуральске мы успешно построили, полигон создан по самым современным международным нормам радиационной безопасности. Там устроено несколько уровней защиты, кроме того, хранилище имеет толстые бетонные стены, вокруг которых создается так называемый глиняный замок. Радиация не имеет никаких шансов проникнуть наружу.
После успеха в «Элероне» вас пригласил один из крупнейших подрядчиков «Росатома» — компания «Новолекс», возглавить в ее структуре дирекцию промышленного строительства. Здесь вы внедрили ПСР-проектирование и принципы бережливого отношения в строительстве, а также организовали цифровизацию процессов. Эти изменения в том числе позволяют вам успешно реализовать сразу несколько крупнейших проектов — строительство первого в РФ завода по выпуску литий-ионных аккумуляторов в Калининграде, например. Как шло внедрение ПСР-проектирования, и с какими сложностями вы столкнулись?
Вообще ПСР — это производственная система «Росатома», а основная цель ПСР-проектирования — выявление и сокращение всех видов потерь в производственных и бизнес-процессах на основе культуры бережливого производства и системы непрерывного совершенствования процессов. ПСР была создана на основе лучшего советского и зарубежного опыта: это разработки Министерства среднего машиностроения СССР и производственной системы Toyota, в основе которых лежит бережливое производство. При грамотном внедрении ПСР обеспечивает компании серьезные конкурентные преимущества. «Новолекс» давно и прочно работает с «Росатомом» по крупнейшим проектам госкорпорации, поэтому при внедрении ПСР-проектирования с большими сложностями мы не столкнулись. Что касается объекта «Строительство завода по производству литий ионных ячеек, модулей, паков в Калининградской области», то здесь сложности связаны тем, что мы работаем по новой для России и, пожалуй, всего мира технологии. Это привело к отдельному подходу при проектировании конструктива здания — это, в том числе, и многопролетные конструкции, и устройство фундаментов.
В атомной отрасли вы также занимаетесь подготовкой кадров: активно привлекаете студенческие отряды на свои объекты — это позволяет выпускникам профильных учебных заведений максимально эффективно и быстро включаться в работу. А насколько новые специалисты-атомщики будут востребованы на новых “стройках века”? Каковы перспективы запуска новых проектов у Росатома?
Перспективы колоссальные. «Росатом» – мощная государственная корпорация, один из мировых лидеров в области атомной энергетики и развития атомной промышленности. Сейчас идет активная работа над расширением портфеля заказов за рубежом, заключаются новые контракты на строительство атомных электростанций, поставку ядерного топлива, а также на развитие инфраструктуры и обучение специалистов. Это открывает новые рынки и укрепляет позиции на мировой арене. Кроме того, «Росатом» активно инвестирует в развитие новых технологий. Что касается профессии строителя-атомщика, то спрос на таких специалистов будет не просто сохраняться, а даже расти в ближайшем будущем. Строительство атомных электростанций – это сложный и многоэтапный процесс, требующий высокой квалификации и специализированных знаний. Учитывая планы по строительству новых АЭС в России и за рубежом, а также модернизацию существующих объектов, профессия строителя-атомщика обеспечена работой на долгие годы вперед.
Автор Андрей Метельников.
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: