По сообщению Bloomberg, в настоящее время лидером в мире по установленным на крышах солнечным батареям является Австралия: почти на каждом четвертом австралийском доме есть солнечные батареи. Хотя с числом ее солнечных дней в году и большим количеством доступной земли нетрудно понять, почему масштабные солнечные проекты были привлечены в Австралию.
Однако поток бытовых установок начал разрушать экономику этих растущих объектов. Объедините это с борьбой, которую разделяют сети по всему миру, когда они переходят от круглосуточного производства электроэнергии к более нестабильным возобновляемым источникам энергии, и перспективы крупномасштабной солнечной энергетики в Австралии выглядят менее радужными.
По данным BNEF (ОЭСР) 2018 года Австралия лидирует в мире по проценту домохозяйств с солнечными батареями на крыше. В настоящее время на крыше примерно каждого четвертого дома в стране, где проживает почти 25 млн человек, расположены солнечные батареи, и это число продолжает расти, увеличивая энергоснабжение и снижая потребление энергии в сети в середине дня, когда солнце светит всего сильнее. Это даже вынудило некоторые коммунальные солнечные электростанции отключаться во время их пиковых периодов производства или риска того, что им придется платить за энергосистему, чтобы получить электричество, которое они производят.
Как сказала аналитик BloombergNEF в Сиднее Лара Панжков: «Солнечная энергия на крыше представляет собой постоянно растущий риск для ее крупномасштабного партнера. Когда работает солнечная батарея на крыше, это снижает спрос энергии в энергосистеме и подавляет оптовые цены на электроэнергию».
BloombergNEF прогнозирует резкое падение доходов от крупномасштабной солнечной энергетики в ближайшие 2-3 года. Средняя цена, которую заводы получают в штате Виктория, который включает в себя второй по величине город страны Мельбурн, может упасть до $41 за МВт*ч в 2022 году по сравнению со $140 в этом году.
Глава австралийского подразделения инвестора в ВИЭ «Foresight Group» Ким Нгуен уверена, что государственный режим субсидий также ставит крупных солнечных застройщиков в невыгодное положение: стимулы для солнечной энергии вне сети могут по-прежнему покрывать от 30% до 40% их общей стоимости, хотя они постепенно сокращаются. По словам Нгуен, поддержка со стороны государственных сертификатов крупной генерации обычно составляет менее 5% от капитальных затрат проекта.
Менеджер по регулированию в австралийском подразделении крупнейшего немецкого коммунального предприятия Мэтью Дики сказал, «Innogy SE», строящая крупнейший на сегодняшний день солнечный парк в стране, рассматривает потенциальные инвестиции в солнечную энергию «с более консервативными предположениями, чем год или два назад».
Одной из областей, где он ищет перемены, является расчет потерь при передаче. При существующей системе факторы предельных потерь — мера того, сколько электроэнергии теряется по линиям электропередачи — оцениваются оператором рынка, и особенно сильно они ударили по солнечным электростанциям в отдаленных местах. Несколько игроков отрасли, включая «Innogy», настаивают на том, чтобы эти потери были рассчитаны в среднем по всей сети.
Дики сказал: «Несмотря на возможности для улучшения политики, в Австралии действительно есть много констант, которые делают ее все еще достойной изучения, таких как большие солнечные и ветровые ресурсы, относительно низкая плотность населения, сильная экономика и устойчивое правопорядок».
Но рост встречного ветра, с которым столкнулась крупная солнечная энергетика, способствовал снижению инвестиций в ВИЭ в этом году. По данным BloombergNEF, в этом году вложения в новые крупные проекты солнечной энергетики в Австралии прекратились, но с 2015 года они по-прежнему составляют около $7,9 млрд. По оценкам BNEF, в этот период в Австралии было потрачено около $8,3 млрд на солнечные батареи на крышах.
Глава отдела ВИЭ в сиднейской федерации «Asset Management» Стивен Паницца сказал: «По многим причинам в солнечной энергетике батарей наступил бум». Он сказал, что не имеет смысла вкладывать средства в крупномасштабную солнечную энергетику, пока не станет экономически выгодно добавлять целых 6 часов хранения солнечной батареи, уровень, при котором она сможет продолжать поставлять электроэнергию в сетку в период пикового вечернего спроса. И добавил, что этого ждать еще несколько лет, и в то же время в Австралии есть больший потенциал роста в ветроэнергетике.
Нгуен из «Foresight» не так пессимистична: она за инвестиции в крупные солнечные проекты, отмечая, что те по-прежнему имеют преимущества перед солнечными батареями на крышах. Она заявляет, что крупномасштабные объекты более надежны, поскольку они обслуживаются с гораздо большей тщательностью и вниманием, чем обычные солнечные панели на крыше, — и более гибкие, с возможностью быстрого включения и выключения в ответ на ценовые сигналы. Кроме того, более экономично добавлять аккумулятор для большой солнечной электростанции, чем для каждого отдельного домохозяйства.
Нет никаких сомнений в том, что Австралии необходимо добавить значительные мощности по производству возобновляемой энергии в ближайшие годы, так как стареющие угольные электростанции выходят на пенсию — в последнем долгосрочном плане оператора рынка говорится, что к 2040 году потребуется более 30 ГВт крупномасштабных проектов в области чистой энергии. Тем не менее, поскольку в течение следующих 3-х лет будет введено в эксплуатацию более 2 ГВт солнечных проектов, в отрасли есть опасения, что некоторые из них столкнутся со значительным финансовым стрессом.
Панжкова отмечает, что факторы предельных потерь, проблемы с сетью и сетевые штрафы «уже наносят ущерб моделям доходов владельцев солнечных батарей коммунального масштаба». Она подчеркивает: «Большинство из этих проблем могут только ухудшиться, прежде чем их решат».
Метки: Австралия, ВИЭ, солнечная энергетика, солнечные батареи
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: