В течение прошлого года крупнейший нефтепроизводитель в мире Саудовская Аравия в значительной степени закрывала глаза на страны, не исполняющих условия соглашения в альянсе OPEC+, сокращая собственную добычу больше, чем требовалось по квоте, например, Ираку и даже России. Теперь Эр-Рияд может вести себя иначе.
По сообщению осведомленных источников Bloomberg News, принц Абдулазиз бин Салман, который пришел к власти после Халида аль-Фалиха в сентябре, вероятно, использует на следующей неделе свою первую встречу в OPEC на посту министра нефти Саудовской Аравии, чтобы показать, что ведущий производитель OPEC больше не желает компенсировать несоблюдение Венского соглашения его другими членами.
Напомним, что заседание OPEC состоится в Вене 5 декабря, а на следующий день последует встреча более крупного альянса OPEC+, куда входит 24 нефтедобывающих страны, в том числе и Россия.
Главный аналитик по нефти в консалтинговой «Energy Aspect Ltd.» в Лондоне Амрита Сен заявила: «Саудовская Аравия занимает более жесткую позицию, чем в прошлом. Эр-Рияд ясно дает понять, что не хочет брать на себя все тяготы в одиночку».
Как пишет Bloomberg, готовность мириться с таким недовыполнением была ключевой частью политики «все, что нужно» для поддержки цен на нефть, которую Аль-Фалих изложил еще в конце 2016 года, когда предложил соглашение странам-нефтедобытчикам.
Поначалу Аль-Фалих выражал недовольство неисполнением условий сделки, пытаясь уговорить все страны OPEC+ сократить объемы производства так, как они обещали. Но когда цены на нефть пошатнулись, ставя под угрозу первичное публичное размещение акций государственного производителя нефти «Saudi Aramco», он просто решил нести это бремя. В начале этого года, в результате резкого изменения саудовской нефтяной политики, Эр-Рияд сократил добычу намного ниже своей согласованной цели. До недавнего времени Эр-Рияд постоянно добывал меньше нефти, чем соответствовало его официальной квоте OPEC+.
Представляет ли новая политика просто изменение тона или более значимые изменения, пока неясно. Чиновники Саудовской Аравии в частном порядке говорят, что принц Абдулазиз просто повторяет многолетнюю саудовскую мантру, которую каждый должен внести, чтобы сделать успешные сокращения производства. В течение срока полномочий Али аль-Наими, министра нефти с 1995 по 2016 год, Эр-Рияд решительно отказался сокращать добычу более, чем это было согласовано на совещаниях OPEC.
Принц уже высказал свое мнение, когда присутствовал на заседании комитета OPEC+ в Абу-Даби в сентябре, на открытии заседания он сказал: «Каждая страна имеет значение независимо от ее размера».
Издание отмечает, что невыполнение было широко распространено в OPEC+. Например, Ирак должен добывать не более 4,51 млн баррелей в день, но в некоторые месяцы он добывал почти 4,8 млн баррелей в день. Казахстан принял лимит в 1,86 млн баррелей в день, однако его добыча приблизилась к 1,95 млн баррелей. Нигерия согласилась на квоту в 1,68 млн баррелей в день, но регулярно добывала более 1,8 млн баррелей в день.
Россия за 8 месяцев этого года закачала больше нефти, чем это позволяет сделка OPEC+, выполнив условия соглашения только в мае, июне и июле, когда из-за нарушения работы МНП «Дружба» добыча опустилась ниже целевого показателя OPEC+.
Аль-Фалих был вынужден действовать, потому что королевству требовалась более высокая цена на нефть, чтобы продвигать IPO «Aramco». Но принц Абдулазиз, вероятно, не будет столь ограничен, когда «Aramco» оценит продажу своих акций 5 декабря, в тот же день, что и заседание OPEC.
Политика обмана дорого обходилась королевству: Эр-Рияд был вынужден сокращать собственное производство на 700 тыс баррелей в день ниже своей квоты OPEC+, чтобы предотвратить падение цен на нефть.
В декабре 2018 года Саудовская Аравия согласовала производственный лимит в размере 10,31 млн баррелей в день в течение этого года. Но в начале этого года королевство в одностороннем порядке сократило добычу, достигнув минимума в 9,58 млн баррелей в день в июле.
Поскольку Саудовской Аравии пришлось сокращать добычу более, чем другим, она получила меньше выгод от восстановления цен на нефть. По данным Международного энергетического агентства, Россия, например, зарабатывает на $170 млн в день больше, чем в последнем квартале 2016 года, когда впервые были согласованы сокращения OPEC+. Саудовская Аравия зарабатывает всего $125 млн.
Для наблюдателей OPEC проверка того, насколько Саудовская Аравия готова к жестким отношениям с мошенниками, заключается в том, вернет ли королевство добычу к своей официальной квоте OPEC+ в 10,31 млн баррелей в день и поддержит ее в течение нескольких месяцев.
Картина производства нейти в стране омрачена последствиями сентябрьской атаки на два ключевых производственных объекта в Саудовской Аравии — Абкаик и Хураис. Королевство истощило свои запасы в дни после нападения, поддерживая экспорт, и Эр-Рияд впоследствии поднял производство, чтобы пополнить их. По данным венского консультанта «JBC Energy GmbH», в ноябре королевство перекачивало 10,23 млн баррелей в день, что является небольшим снижением по сравнению с октябрем, но значительно выше среднего показателя по состоянию на текущий момент в 9,8 млн баррелей в день.
Метки: OPEC, сокращение добычи нефти
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: