British Petroleum: от поисков нефти в Персии до платформы Deepwater Horizon

Британская компания British Petroleum (которая с мая 2001-го г. носит официальное название BP plc) на сегодняшний день является второй в мире по объему продаж в нефтегазовом секторе. В рейтинге журнал Fortune Global 500 компания British Petroleum занимала четвертое место. Штаб-квартира BP plc находится в Лондоне. Компания British Petroleum была основана Вильям Нокс д’Арси (англ. William Knox D’Arcy, годы жизни: 11-е октября 1849-го – 01 мая 1917-го). Преуспевающий англичанин весной 1901-го года получил разрешение персидского правительства на осуществление поиска и добычи нефти. Для этого сложного мероприятия он нанял главным инженером по поиску нефти Джорджа Рейнольдса. Начало было безрезультатным. Компания столкнулась с отсутствием квалифицированного персонала, негативным отношением со стороны местных жителей и недостаточной поддержкой персидского правительства. Несмотря на прилагаемые усилия, компания стала терпеть серьезные финансовые проблемы. В 1905-го году компания Burmah Oil вложила средства в дальнейшие поиски нефти в Персии. В 1908-м году были начаты разработки первых успешных месторождений – нефтяные поля Сулейман и Машид, которые располагались в юго-западной части Персии. На следующий год была создана Англо-Персидская нефтяная компания, в которой Burmah Oil принадлежало 97 процентов акций. Остальные акции принадлежали первому председателю, Лорду Страткону. У Д’Арси был пост директора, однако существенное влияние на дальнейшее развитие Anglo-Persian Oil Company он не оказывал. В дальнейшем, поиск нефтяных месторождений был возложен на Чарльза Гринвэя, которой впоследствии в 1910-м году занял пост директора, а с 1914-го являлся председателем. Этот год чуть было не стал последним для компании, она оказалась на грани банкротства. Главные сложности возникли со сбытом готовой продукции, так как европейские и американские производители уже поделили рынок индустриальных масел, а рынок топлива был только в начале своего развития. Гринвэй сумел избежать попадания Англо-Персидской компании в сферу влияния Royal Dutch Shell за счет подписания взаимовыгодного соглашения с правительства Великобритании. После завершения Первой мировой войны компания продолжила свое расширение в течении десяти лет. Были разработаны и внедрены новые методы маркетинга, например упаковка бензина в двухгалонные банки. Компания старалась охватывать разные рынки, в том числе реализовывала свои продукты в Иране и Ираке; с 1926-го года начала продажу авиационного топлива после создания международной цепи морских станций бункеровки. Строились новые, правда значительно меньшие, чем завод в Абадане, заводы по перегонке нефти: в Llandarcy, что в Южном Уэльсе, в 1921-м году, и в Шотландии – в 1924-м году. Кроме этого, компания обладала большей долей французского нефтеперегонного завода в Куршлет. Эти действия существенно изменили бизнес-структуру компании. Подавляющая часть активов компании (80 процентов) были сосредоточены на месторождениях в Персии, однако после 1917-го года 50% основного капитала приходилась на танкерный флот и систему дистрибьюции. К середине 20-х годов XX века в Америке и Европе произошло лавинообразное распространение автомобилей, что положительно повлияло на деятельность Англо-Персидской компании. К 1925-му году количество бензоколонок с логотипом BP возросло по сравнению с 1921-го почти в сто раз, с 69 до 6 000. С 1935-го года компания переименовывается в Англо-Иранскую. После Второй Мировой войны, интересы компании стали проявляться в нефтехимической отрасли. После соглашения с компанией Distillers в 1947-м году, была создана совместная компания, которая позднее стала известной под брендом British Hydrocarbon Chemicals. Следующий нефтехимический комплекс был возведен в Баглан Бэй (Baglan Bay) в 1961-м году в Южном Уэльсе. Иранский конфликт и внедрение в западное полушарие. Равновесие на Ближнем Востоке было зыбким, что в итоге и привело к национализации нефтяной промышленности Иране. Только через три года сложных переговоров конфликт удалось урегулировать за счет создания консорциума нефтяных компаний. Уже к 1954-м году название компании была изменено на British Petroleum Company. К этому времени она обладала 40 процентами акций консорциума и приобрела первый завод по производству смазочных материалов, который был расположен в Дюнкерке (Франция). Через несколько лет он стал производить первое в Европе всесезонное масло под маркой BP Visco Static. Для сокращения зависимости компании от Ближнего Востока British Petroleum занялась поиском новых месторождений на западном полушарии. Существенную роль при этом сыграло открытие крупных залежей углеводорода на Аляске и в Северном море. В 1965-м году было найдено газовое месторождение Вест Соул (West Sole), которое начали разрабатывать два года спустя. Поиск нефти стал распространяться на север, и в 1970-м году BP обнаружила первое крупное месторождение в пределах Великобритании — Фортис (Forties field). В связи с нефтяным кризисом в семидесятые и восьмидесятые годы, компания понесла ряд крупных финансовых неудач за счет снижения на нефть. В 1979-м году Нигерийское правительство национализировало активы компании, в это же время сократились поставки из Кувейта. Кризис в 70-х годах XX века серьезно отразился на всем нефтяном секторе мировой экономики. Тем не менее, за счет больших инвестиционных проектов за пределами Среднего Востока, компания British Petroleum показала, что имеет существенный потенциал выживания, так же, как она это сделала во время Иранского конфликта в 1951-м году. Вначале 1980-х компания начинает разработку множества газовых и нефтяных месторождений в Северном море, в секторе Великобритании к которым можно отнести: Магнус в 1983-м, газовое месторождение Виллэйдж в 1988-м, Миллер в 1992-м и Брюс в 1993-м, а также в Норвежских водах, Ула в 1986-м и Гида в 1990-м. Тем временем на Аляске, за счет строительства 800-мильного Трансаляскинского нефтепровода, удалось запустить в 1977-м году месторождение Прудо Бэй. С 1981-го г. начинается эксплуатация нефтяного месторождения Kuparuk. В 1987-м году было куплено месторождение Endicott, где и началось самое первое непрерывное производство нефти из прибрежной зоны Арктики. В этом же году компания приобрела Standart Oil и BritOil, а в 1990-х годах в состав BP влились компании Amoco, ARCO, Aral и Castrol. С середины 1970-х годов British Petroleum начинает активную инвестицию средства в несвойственные сферы деятельности: IT технологии, угольный бизнес, добыча минералов, продукты питания, пищевая промышленность, предметы личной гигиены, корм для животных. В 1989-м году был принято решение об изменении логотипа BP, и начала кампании, которая имела целью утверждения тождества между British Petroleum и зеленым цветом, ставшим основным на новом логотипе. Последующая деятельность происходила под трендами здравоохранения, заботы об окружающей среде и безопасности. Руководство и владельцы компании. Согласно данным на январь 2011-го года 95 процентов акций компании находится в свободном обращении. «Роснефть» обладает остальными пятью процентами. Председателем совета директоров является Карл-Хенрик Сванберг, главным управляющим — Роберт Дадли, заменивший лорда Джона Брауна в связи с гомосексуальным скандалом 2007-го года. Основная деятельность BP. Компания занимается добычей нефти и газа, как на суше, так и на морском шельфе. Согласно статистическим данным, запасы British Petroleum на 2009-й год составили 1,4 млрд. т жидких углеводородов и 1,26 трлн. куб. м природного газа. BP обладает нефтехимическими и нефтеперерабатывающими мощностями, выпускает масла под маркой Castrol, сетью АЗС. Компания владеет долями в пяти регазификационных терминалах в Северном море и десяти газопроводах. Помимо этого, ВР имеет 47% в газопроводе на Аляске и несколькими терминалами по приему сжиженного природного газа в Мексиканском заливе. Подразделение компании BPSolar занимается производством и установкой фотоэлектрических элементов. British Petroleum считается одним из основных участников по продвижению водородной энергетики. Она возводит водородные заправочные станции и поставляет для них водород. Принимает участие в разных водородных демонстрационных проектах по всему миру. Показатели производственной деятельности В 2009-м году добыча жидких углеводородов составила 126,8 млн. т. Валовый доход за 2009 год составил $239,3 млрд., чистый доход — $16,58 млрд. BP в России — ТНК-BP. На Российском рынке нефтепродуктов British Petroleum владеет половиной акций нефтяной компании ТНК-BP, остальная половина принадлежит консорциуму, в состав которого входит «Альфа-Групп», Access Industries и «Ренова». АЗС, которые работают под маркой BP, принадлежат только ТНК-BP. Президент и гендиректор компании Роберт Дадли из-за внутреннего конфликта, произошедшего в 2008-м году в компании ТНК-BP, был вынужден покинуть свой пост. Неудавшийся альянс ВР с «Роснефтью» В январе 2011-го года стало известно о создании BP и российской государственной нефтяной компанией «Роснефть» совместного предприятия, главная цель которого разработка нефтегазовых месторождений на шельфе Карского моря(BP должна была владеть 33,33 % пакета акций, «Роснефть» — 66,67 %). Еще компании пришли к соглашению об обмене акциями (5 % обычных голосующих акций в ВР должна была получить российская компания, а британская соответственно 9,5 % акций «Роснефти»). Данная сделка получила неоднозначную оценку. Например, представитель инвестиционного банка Barclays Capital высказал мнение, что проявление взаимного доверия сторон. Критики с другой стороны отмечали довольно сомнительную юридическую чистоту предполагаемой сделки. Еженедельник The Economist и вовсе применил слова скупка краденного, напомнив, что в судах до сих пор имеются иски акционеров «Юкоса» правительству Российской Федерации на сумму, более $100 млрд. 26-го января 2011-го года «Роснефть» и BP подписали рамочное соглашение о стратегическом партнерстве в швейцарском Давосе. Совладельцы российской компании ТНК-BP, имеющие половину акций, а это консорциум ААР, в который входит «Альфа-групп», Access Industries и «Ренова», высказали серьезной критике сделку BP с «Роснефтью», указывая на то, что по условиям совместного соглашения с BP, она должна была предложить акции «Роснефти» ТНК-BP, а не оставлять их у себя. Как объяснил глава BP, данное отклонение от соглашения было вызвано тем обстоятельством, что новое предприятие нацелено на разработку подводных месторождений, а ТНК-BP развивает главным образом добычу нефти на суше. Вскоре российские акционеры ТНК-BP обратились с иском в Лондонский суд о приостановлении сделки между «Роснефтью» и BP. 31-го января 2011-го года российский акционер ТНК-ВР решил заблокировать выплату дивидендов в сумме $1,8 млрд. в знак протеста против сделки. Окончательный запрет на проведение сделки между «Роснефть» и ВР 24-го марта 2011-го года вынес стокгольмский арбитраж. После продолжительного поиска компромисса в течение весны 2011-го года между компаниями BP, «Роснефть» и российскими акционерами ТНК-ВР найти формулу взаимного соглашения, стало известно, что 17-го мая 2011-го года сделка окончательно отменена. Происшествия. С начала 2000-х годов компания BP переживает крупные техногенные катастрофы, которые привели к серьёзным человеческим жертвам, причинили крупный экологический ущерб, что соответственно принесло ощутимые экономические потери. Взрыв на нефтеперегонном заводе в штате Техас (США). 23-го марта 2005-го года на заводе, принадлежащем British Petroleum, и расположенном в городе Техас (штат Техас, США) произошёл взрыв, который перешел в пожар. Результатом техногенной аварии были погибшие — 15 человек и травмированные – 170 человек. Компания заявила о выплате более $700 млн. семьям погибших и пострадавшим в результате катастрофы. Июльский ураган «Деннис». В июле 2005-го года ураган «Деннис» причинил значительный урон операциям BP в Мексиканском заливе. Была повреждена нефтедобывающая платформа Thunder Horse, являющейся одной из крупнейших в мире и построенной совместно с ExxonMobil. От воздействия урагана она накренилась на 30°, восстановление обошлось в сумму около $100 млн. Самая большая катастрофа компании — взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon. Для работы в центральной части Мексиканского залива, BP арендовала полупогружную нефтяную платформу Deepwater Horizon у компании Transocean. 20-го апреля 2010-го года на ней произошел взрыв, который впоследствии вызвал самую большую экологическую катастрофу. После него на платформе возник пожар, который погасить не удалось. Жертвами стали 11 человек, 17 было ранено. Через два дня нефтяная платформа затонула. Скважина, на которой до катастрофы работала платформа и из которой продолжала свободно выходить нефть, по какой-то причине не заблокировалась, что и повлекло крупнейшие экологические последствия. Находясь на глубине около 1,5 км, из неё в воду выливалось до 1000 тонн нефтепродуктов. Пятно нефти, образовавшееся южнее штата Луизиана, по площади приближалась к 1000 км², что привело к серьёзному загрязнению его побережья, а также и других штатов США. Сумма общего ущерба, рассчитанная экспертами, приближалась к $37 млрд. Несмотря на все попытки компании, остановить выброс нефти не представлялось возможным. К началу июня 2010 года, British Petroleum потеряла одну треть своей рыночной капитализации, стоимость активов упала со $180 млрд. до $115 млрд.; расходы на очистку превысили $760 млн. В середине июня 2010-го года за счет безуспешных попыток справиться с последствиями катастрофы и раздающихся требования многомиллиардных компенсации за нанесённый ущерб, компания снизилась в рейтинге агентства Fitch на целых шесть ступеней — с АА (что соответствует высокой надежности) до ВВВ (что выше всего на две позиции «бросового» уровня). В июле было заявлено о том, что глава BP Тони Хейворд намеревается осенью уйти в отставку, что связывалось с масштабной аварией на Deepwater Horizon. На начало августа 2010-го года стало известно, что утечка нефти из скважины практически полностью прекратилась. Было объявлено также о том, что за счет естественных причин или же благодаря мерам по утилизации, с поверхности Мексиканского залива исчезло 75 процентов разлитой нефти, исчезло. Компания British Petroleum стала заранее принимать меры от возможных многомиллиардных затрат, которые следует потратить на ликвидацию всех последствий катастрофы, начав продажу своего имущества. В середине лета 2010-го года ВР объявила о начале реализации собственных газовых активов и газоперерабатывающих заводов компании Apache (США) за $7 млрд. Чуть позже, она создала фонд Gulf Coast Claims Facility, за счет которого осуществляет компенсирование ущерба. Данный фонд обладал резервом в $20 млрд. В начале января 2011-го года созданная по инициативе Президента США Барака Обамы правительственная комиссия назвала причину катастрофы — сокращение средств на обеспечение безопасности добычи нефти компанией ВР и ее партнерами. В апреле 2011-го года British Petroleum подала иски в суд на общую сумму $40 млрд. к компаниям, которые, как считали в ВР, стали основными виновниками катастрофы на платформе: Transocean (владелец и оператор Deepwater Horizon), Halliburton (которая занималась проектировкой цементной заглушки для скважины) и Cameron (изготовитель устройства для блокировки скважины в случае происшествий). Через месяц японская компания Mitsui & Co, являющаяся совладельцем проекта, по условиям которого осуществлялась работа платформы Deepwater Horizon, заявила о выплате компенсации в сумме $1,1 млрд. в пользу British Petroleum.

Метки: , , , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования