Ситуацию в энергетической отрасли можно охарактеризовать как волатильную и далеко не однозначную. Энергетические компании, которые ещё несколько лет назад занимали монопольное положение, уверенно прогнозировали своё безоблачное существование, не задумываясь, что ситуация может стремительно измениться.
Отсутствие диверсификации бизнеса способно осложнить экономическое развитие любой компании, в первую очередь из-за бурного развития научно-технического прогресса. В настоящее время большинство российских крупных нефтегазовых компаний рассматривают диверсификацию исключительно в качестве изменения и освоения новых рынков сбыта, расширения логистических возможностей доставки своей продукции до покупателей. В такой бизнес-модели изменение конъюнктуры рынка или фрагментация рынков из-за геополитических событий способно крайне негативно сказаться на финансовых показателях компаний. Более того, сужение рынка сбыта нефти и, особенно газа, позволяет монопольным покупателям диктовать цену покупки, как это случилось с Газпромом, когда Китай потребовал цен на газ для планируемого к строительству газопровода «Сила Сибири-2», как на внутреннем рынке России. Если Россия пойдёт на эти условия, то вслед за Китаем и другие страны будут требовать аналогичных цен. Из доступной информации известно, что Газпром пытается диверсифицировать свою деятельность, но она связана опять же с газом: диверсификация маршрутов поставок газа, рынков сбыта, диверсификация продуктов — сжиженный природный газ, расширение направлений деятельности — электроэнергетика, добыча и переработка нефти. Но этого явно недостаточно для крупнейшей компании, которая должна планировать свою работу на несколько десятилетий вперёд.
Примером другого рода является бизнес-модель госкорпорации «Росатом», которая диверсифицирует род своей деятельности и не замыкает свою работу только на строительстве АЭС. Это и инвестирование в ядерную медицину, ветрогенерацию, различные композитные материалы, накопители энергии, автоматизированные системы управления технологическими процессами и электротехнику, лазеры, суперкомпьютеры, логистику и т. д. Бизнес-модель корпорации — к 2030 году нарастить долю новых направлений в общей структуре выручки до 40 %.
Нефтегазовая и энергетическая отрасль переживает в настоящее время революционные изменения. Появляются новые энерготехнологии, которые в ближайшие годы будут вытеснять с рынка нефть и газ. Солнечная и ветрогенерация являются пионерами в области бестопливной энергетики. Несмотря на зависимость мощности генерации электроэнергии от погодных условий, эти две технологии уже серьёзно сократили объёмы потребляемого для электрогенерации газа. Ситуация ещё сильнее изменится при решении проблемы покрытия пиковых нагрузок и появлении новых бестопливных технологий электрогенерации, не зависящих от погодных условий.
Необходимо принимать во внимание и возможность широкого внедрения иных, уже разработанных бестопливных технологий электрогенерации, которые способны найти применение, к примеру, в области создания самозаряжающегося электротранспорта. Нефтегазовые и ресурсоснабжающие компании должны принимать во внимание возможность подобного сценария развития. То, что сейчас кажется невозможным, завтра станет повседневной реальностью.
Можно смело прогнозировать, что одной из таких прорывных технологий станет графеновая электрогенерация, разработанная компанией Neutrino Energy Group. По словам президента компании Holger Thorsten Schubart, «удалось адаптировать технологию не только для нужд электроснабжения домохозяйств, но проводятся научно-технологические работы по созданию электромобиля второго поколения с автономной электрогенерирующей установкой, размещённой в его корпусе, изготовленном из метаматериала. Все работы, проводимые компанией, востребованы рынком и нужны людям». По плану, первый прототип самозаряжающегося электромобиля будет разработан в 2026 году.
Neutrinovoltaic технология обладает адаптационными возможностями для решения практически любых задач, связанных с созданием автономной схемы электроснабжения практически любых объектов и оборудования, за исключением на данном этапе тех объектов, которые требуют особенно большой мощности, например, электроплавильных печей и т. д. Планы компании на первом этапе распространяются на создание распределённой автономной бытовой электрогенерации, когда источник электроэнергии Neutrino Power Cube размещается непосредственно в месте её потребления, что исключает необходимость подключения к централизованной системе электроснабжения. Прогнозируется, что наибольший интерес к Neutrino Power Cubes будет в странах с большими тарифами на электро- и теплоснабжение.
«Топливом» для графеновой электрогенерации являются поля излучений невидимого спектра, а также тепловое (броуновское) движение атомов графена. Механизмом преобразования энергии частиц полей излучений невидимого спектра является появление «графеновых волн», частота и амплитуда колебаний которых определяют мощность электрогенерации. За счёт сложных взаимодействий электрических и магнитных полей на квантовом уровне в созданном Neutrino Energy Group наноматериале создаётся ЭДС, вызывающая направленное движение электронов в одном направлении. Колебания атомов графена в виде «графеновых волн» происходят в резонансе, позволяя многократно увеличить генерируемую мощность. Источник электрического тока, а более точное определение — резонатор-преобразователь энергии, получается довольно компактным и характеризуется отсутствием деталей вращения и бесшумностью работы, что является конкурентным преимуществом по сравнению с другими бестопливными технологиями электрогенерации.
Будущее экономики любой страны определяется инновационным развитием, и энергетика не является при этом исключением. Бестопливные технологии электрогенерации — это инновационный путь развития человечества на фоне истощения природных ископаемых и изменения климата.
Автор: Андрей Метельников
Метки: Holger Thorsten Schubart, Neutrino Energy Group, Neutrino Power Cube, Neutrinovoltaic
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: