Согласно исследованиям американского Института строительной промышленности (Construction Industry Institute), порядка 61% проектов в США реализуется в рамках первоначального бюджета и не более 66% без превышения заданных сроков. Стоит заметить, что это показатели рынка, где существуют достаточно эффективные механизмы регулирования, которые работают и совершенствуются на протяжении длительного времени. Очевидно, что на более молодых и менее отлаженных рынках статистика будет несколько иной. Сильно расхождение планируемых и реальных сроков и бюджетов свидетельствует о необходимости использования качественно новых подходов и инструментов для управления строительными проектами.
В соответствии с общемировыми тенденциями в российской строительной отрасли основное внимание уделяется стоимостному анализу выполнения проектов. На первое место сегодня ставятся вопросы управления стоимостью проектов и активов, повышения эффективности планирования и управления капитальными вложениями.
Очевидно, что в сегодняшних условиях создать и реализовать на практике систему управления стоимостью – задача не из простых. Успешное решение этой задачи может быть осуществлено только на базе глубокого реформирования системы ценообразования Старая система ценообразования, полученная российской строительной отраслью по наследству, на данный момент уже по большей части не соответствует реалиям происходящих процессов и не учитывает новые технологии производства работ, механизмы и материалы. Ее эффективность крайне низка, трудоемкость проведения и проверки расчетов высока, сами нормативно-методические документы допускают различные варианты проведения расчетов. Уровень достоверности определения стоимости строительства невысок — расчёты стоимости одного и того же объекта, проведенные разными специалистами, могут существенно расходиться.
Однако в последние годы в сфере ценообразования в строительстве наметился ряд позитивных тенденций, которые уже в ближайшем будущем должны принести свои результаты.
Для того чтобы эффективно реформировать сферу ценообразования, необходимо четко видеть присущие ей системные недостатки. Среди наиболее важных проблем стоит указать сложность проверки учтенных в сметах физических объемов и отсутствие мотивации у проектировщиков заниматься оптимизацией сметной стоимости. В итоге качество смет оставляет желать лучшего, индексы (коэффициенты) удорожания сметной стоимости, используемые при формировании смет, не отражают реального соотношения сложившейся на данное время и в данном регионе рыночной цены строительной продукции. Ситуация усугубляется тем, что нет единой базы данных по аналогичным объектам и нормативов на сверхновые технологии строительного производства.
Продолжая разговор об основных проблемах ценообразования в строительстве, стоит выделить два типа факторов, оказывающих влияние на стоимость строительства. К объективным факторам можно отнести рост цен на ресурсы, изменение законодательства и технических норм, задержка начала строительства, задержку финансирования. К субъективным факторам следует относить избыточность объемно-планировочных решений, применение неэффективных конструктивных решений, недостоверное определение объемов, ошибочное применение нормативов, низкий уровень внедрения инноваций в строительстве.
Однако отрасль стоит на пороге целого ряда нововведений, призванных улучшить ситуацию в сфере ценообразования. Так, по поручению Правительства Российской Федерации разрабатываются и внедряются новые сметные нормативы, подготавливаются и реализуются новые нормы и методики. В частности, ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» разрабатывается новую форму сметной документации, которая позволит применять норматив цены конструктивного решения наряду с действующими решениями.
По оценкам ФЦСС, применение норматива цены конструктивного решения позволит снизить затраты на капитальное строительство, а значит, и бюджетные затраты по данной статье расходов примерно на 20%. На текущий год запланирована разработка нормативов цены конструктивного решения для всех субъектов Российской Федерации. В настоящий момент уже готов перечень ценообразующих ресурсов, привязанных к нормативной цене конструктивных решений.
Также в числе последних изменений, которые будут способствовать изменению ситуации в ценообразовании, стоит отметить изменения нормативной базы в части порядка разработки и утверждения сметных нормативов, ведения реестра и классификатора объектов градостроительной деятельности. Кроме того, новыми приказами Госстроя[1] сокращаются сроки и количество необходимых согласований, упрощается внесение изменений в территориальные единичные расценки.
В ближайшем периоде в планах ФЦСС работа по изменению процедуры проверки достоверности. Кроме того, в 2013 году, вероятно, будет подготовлен федеральный закон о стоимостном инжиниринге, в котором, помимо прочего будут прописаны основы введения саморегулирования в данной сфере.
Стоит отметить, что в международной практике широко востребованы стоимостные инженеры. В Российской Федерации этот институт достаточно молод, поэтому его возможности пока что в недостаточной мере используются российской строительной отраслью. Появление профильного закона могло бы способствовать быстрейшему становлению и развитию стоимостного инжиниринга.
Генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев отмечает: «Сфера ценообразования в строительстве, безусловно, требует скорейшего обновления по многим направлениям. Необходимо существенно повысить эффективность планирования, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества строительства. Для этого необходимо не только обновление сметных нормативов, внедрение передовых мировых методик, но и развитие практики стоимостного инжиниринга. Комплексный подход позволит с течением времени преодолеть системные проблемы и вывести ценообразование в строительстве на качественно новый уровень».
[1] Приказ от 04.12.2012 №75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»; Приказ от 04.12.2012 №76/ГС «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»; Приказ от 05.02.2012 №17/ГС «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр»).
Метки: Дмитрий Мурзинцев, СРО, СРО НП «ЭнергоСтройАльянс», строительство, строительство объектов энергетики, строительство энергетических объектов, ценообразование», экономика
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: