Дмитрий Зелеев: «Экологические технологии способны изменить подход к генерации энергии»

Эксперт в области экологического проектирования, лауреат премии «Лучшие ESG-проекты России» Дмитрий Зелеев рассказал об экологических аспектах альтернативной энергетики и перспективах использования биогаза как источника энергии.

Переход к экономике замкнутого цикла и развитие альтернативных источников энергии становятся основой устойчивого развития. Эти направления позволяют не только минимизировать отходы, но и вовлекать их в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов и сырья. Это особенно актуально в контексте достижения национальной цели «Экологическое благополучие», обозначенной в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Однако для реализации этих задач необходимы не только масштабные технологии, но и экспертиза специалистов, способных внедрять их на практике. Дмитрий Зелеев — эксперт в области экологического проектирования, более 16 лет разрабатывает экологическую документацию для проектов, ставших знаковыми для России. Среди них — внедрение технологии факельного сжигания биогаза на полигонах ТКО, проектирование завода ветрогенераторов в Ульяновске, а также участие в экологической оценке крупных промышленных объектов. В интервью Дмитрий поделился своим взглядом на перспективы альтернативной энергетики, рассказал об особенностях уже реализованных в России проектов и об опыте, который может быть полезен для развития энергетической отрасли России.

— Дмитрий, сегодня альтернативная энергетика — общемировой тренд, который проявляется и в России. Вы участник федеральных проектов, например, в сфере ветроэнергетики и применения биогаза, что можете сказать о перспективах направления с точки зрения воздействия на окружающую среду? Действительно ли оно полностью безвредно?

 — Альтернативная энергетика, безусловно, имеет свои особенности. Например, солнечные панели занимают большие площади, а ветровые установки могут оказывать влияние на экосистемы. Тем не менее, это возобновляемые источники энергии, которые значительно чище традиционных видов, таких как уголь или нефть. Особенно важен переход на такие технологии в регионах, где экологическая нагрузка уже слишком высока. Они не только снижают выбросы, но и обеспечивают устойчивое развитие энергетики.

— Работая в компании ООО «Экологические системы», вы принимали активное участие в проектировании завода по производству ветрогенераторов, который стал важным элементом развития ветроэнергетики в России. Вы давали экологическую оценку производственным процессам. Об экологичности ветроэнергетики говорят часто, но насколько безопасно для природы изготовление самого оборудования?

— Экологичность ветроэнергетики начинается с производства. Если при изготовлении оборудования используются устойчивые и безопасные для окружающей среды методы, это усиливает общий положительный эффект от таких технологий. Завод, для разрешения строительства которого я давал оценку, производит композитные лопасти длиной 62 метра для установок высотой более 80 метров, которые используются в Ульяновском ветропарке. Одной из ключевых технологий является пропитка композитной основы эпоксидными составами в вакуумной опалубке. Этот процесс имеет незначительное воздействие на окружающую среду, что делает производство более экологичным. Мы также анализировали выбросы и отходы, возникающие в ходе производства, чтобы предложить эффективные решения для их минимизации.

— Альтернативная энергетика предполагает в том числе использование отходов. Это значит, что пользу можно извлечь даже из тех миллионов тонн мусора, которые копятся на полигонах в России и по всему миру. В компании «ГеоТехПроект» вы участвовали в проекте установки электрогенераторов, работающих на биогазе, на полигоне ТКО «Воловичи» в Московской области. Как это устроено, и на всех ли свалках можно использовать технологию?

 Чтобы организовать процесс, нужны не просто свалки мусора, а современные комплексы по переработке отходов. На таких объектах отходы сортируются, органическая часть отправляется на анаэробное разложение, в результате которого образуется биогаз. Его состав и объёмы остаются стабильными в течение года и на долгосрочную перспективу. Энергию, полученную из такого газа, можно использовать непосредственно на самом комплексе, снижая его энергозатраты. Это важный шаг к формированию экономики замкнутого цикла, где даже биогаз от разложения отходов находит практическое применение. Технология хорошая, но, к сожалению, применима не везде. Например, на том же проекте “Воловичи” из-за особенностей состава газа и экономической целесообразности в итоге было принято решение использовать факельные установки для его сжигания.

— Даже этот ваш проект по монтажу факельных установок на полигоне Подмосковья, для которого вы разработали экологическую проектную документацию, позволил снизить выбросы загрязняющих веществ в 20 раз и был удостоен премии «Лучшие ESG-проекты России». Объясните, почему вы остановились на этой технологии, в каких случаях она эффективнее использования биогаза в генераторах?

— Причин выбора технологии несколько. Во-первых, в биогазе полигона “Воловичи” оказалось мало метана. Для понимания: чтобы работал факел, достаточно 30% метана в составе газа — столько есть всегда, а для стабильной работы генератора нужно порядка 60%. Проблема характерна не только для этого конкретного полигона. В Европе, например, выработку газа подстегивают бактериальными растворами — у нас такая практика не предусмотрена. Во-вторых, генерация биогаза снижается зимой, а зимы в России заметно холоднее. В-третьих, в газе есть силоксаны — соединения кремния, которые в общем безвредны для человека, но оставляют налет в двигателе и портят его. Факельные установки оптимизированы таким образом, чтобы минимизировать количество загрязняющих веществ. Органические соединения сгорают при температуре около 1200 °C в течение 0,3 секунды, после чего газ быстро охлаждается. Это предотвращает образование опасных веществ, которые могли бы возникнуть при более медленном остывании. Генераторы, напротив, работают при более низких температурах — 300–400 °C, что недостаточно для полного разложения органики. Это требует дополнительной очистки выхлопных газов, что делает процесс более сложным и дорогим. В своей работе я занимался расчётами, которые подтвердили эти выводы и обосновали преимущества факельного сжигания с точки зрения экологической безопасности.

— Дмитрий, какие идеи и подходы могут быть полезны для развития экологически чистой энергетики в России?

— Основной идея, которую я хотел бы продвигать, — это необходимость интеграции экологических решений в энергетические проекты на всех этапах, от планирования до эксплуатации. Экологические технологии способны изменить подход к генерации энергии. Например, использование биогаза, получаемого на комплексах переработки отходов, может стать важным источником энергии, если грамотно организовать процесс его переработки и стабилизировать состав газа. И, конечно, развитие экономики замкнутого цикла. Внедрение подходов, где отходы перерабатываются в полезные ресурсы, позволяет не только снизить нагрузку на экологию, но и создать экономически выгодные модели. Такие решения могут стать основой для устойчивого развития энергетической отрасли в нашей стране.

Автор: Андрей Метельников

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования