Еще совсем недавно Арктикой интересовались разве что ученые и любители экстремальных путешествий. Но в последнее время ситуация изменилась кардинально. Тема Арктики и связанные с ней проблемы стали обсуждаться достаточно широко.
Мировой запас углеводородов тает на глазах, в связи с этим остро встают вопросы о разработке новых месторождений. Тенденция в данной сфере такова, что идет постепенное перемещение добычи с континента в шельфовую зону.
Первая комплексная оценка неразведанных извлекаемых арктических запасов была проведена Геологической службой США (United States Geological Survey – USGS), которая в ходе анализа 33 осадочных бассейнов определила, что с 10% долей вероятности в 25 из них запасы нефти или газа составляют более 50 млн. баррелей.
В целом же, Геологическая служба США установила что, неразведанный запас углеводородов в Арктике насчитывает 90 млрд. баррелей нефти, 1669 трлн. кубических футов газа и 44 млрд. баррелей природного газоконденсата.
По оценкам USGS, арктические залежи могут составлять 13% от всех неразведанных мировых нефтяных запасов и 30% газовых, это при том, что территория арктического шельфа занимает только 6% нашей планеты.
Подавляющая часть шельфа – это океан глубиной более 500 метров, около трети – континентальный шельф, глубина которого меньше 500 метров, суша здесь занимает лишь треть территории. Определяющее значение имеет тот факт, что большая часть арктического океана весь год находится подо льдом.
О наличии залежей углеводородов в Арктике люди узнали много десятилетий назад, но только в последние несколько лет началось полномасштабное освоение данного ресурса с использованием знаменитого Северо-Западного перехода, который соединяет Атлантический и Тихий океаны, а также – Северного морского пути, связывающего Европу и европейскую часть России с Дальним Востоком и рынками Азии.
Лишь в последнее время добыча углеводородов здесь стала технически и экономически обоснованной. Отчасти, толчком к освоению новых месторождений послужила тенденция глобального потепления на планете, которая на территории Северного Ледовитого океана проходит в несколько раз быстрее, чем в какой-либо другой части света. В 2012 году зафиксирован рекордный объем таяния льдов, что открыло новые перспективы не только в освоении углеводородов Арктики, но и развития судоходства между странами Европы, Азии и Северной Америки.
Но в любом случае, несмотря на положительные тенденции и острую необходимость освоения новых месторождений, разработка нефтегазового арктического ресурса связана с большими затратами и высоким риском. Основными сложностями можно считать следующее:
— суровый арктический климат, который характеризуется круглогодичными сильными морозами, продолжительной полярной ночью, угрозой повреждения морских буровых установок арктическим льдом, болотистой тундрой, обуславливающей сезонность деятельности в большинстве регионов, а также ограниченной биологической активностью;
— неразвитость инфраструктуры, в связи с которой разрабатывать новые месторождения нужно «с нуля», что представляет собой занятие очень дорогостоящее и, вместе с тем, подверженное значительным экологическим рискам. Разработка арктических месторождений требует специального оборудования (танкеры и ледоколы), а также — проведения протяженных коммуникаций;
— конкуренцию представляют другие источники углеводородов. В существующих условиях роста предложения на газовом мировом рынке из разных источников, как традиционных, так и нетрадиционных, под вопрос ставится целесообразность разработки арктических месторождений. Большую конкуренцию представляет газ, добываемый из сланцев, угольных пластов и сжиженный природный газ.
Но, тем не менее, интерес к освоению Арктики немалый. В будущем разработка этих месторождений может открыть перед компаниями широкие возможности. Поэтому за территорию шельфа идет серьезная геополитическая борьба.
К Арктическому региону частично относится территория Канады, Дании/Гренландии, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США. Из них только у Финляндии и Швеции, не имеющих береговой линии в Северном Ледовитом океане, нет территориальных претензий по отношению к континентальному шельфу Северного Ледовитого океана и прилегающих морей. Рассмотрим, как развивалась деятельность на арктическом шельфе тех стран, которые претендуют на его запасы.
При значительной инвестиционной поддержке государства в Канаде еще в 1970-1980 годах была осуществлена разведка арктических залежей и открыты значительные месторождения на реке Маккензи, бассейне моря Бофорта и Арктическом архипелаге. Бурение в Арктике канадцы начали в 1972 году. С тех пор они разработали более 100 скважин. Но ситуация на нефтегазовом рынке изменилась, государственная поддержка прекратилась, и в 1990 году компаниям пришлось остановить деятельность на шельфе. Были еще слабые попытки возобновить работы, но и они тоже затухли.
В Гренландии ситуация складывается таким образом, что правительство всячески поддерживает освоение нефтяных месторождений, потому что хочет найти новые источники дохода, что снизит датское субсидирование, поспособствует экономическому развитию и обретению независимости от Дании. Разведка в Гренландии была начата в 1970 году. До 1990 здесь пробурили шесть скважин, которые показали нерентабельность добычи.
Но в 2010 британская компания Cairn Energy обнаружила углеводороды в Гренландии, что послужило новым толчком их разработки на континентальном шельфе площадью 85 000 кв. км. Был реализован проект стоимостью 1 млрд. долларов и пробурено восемь скважин. Но ожидания не оправдались, больших залежей, которые могли бы быть пригодны для промышленных целей, не нашли. Тем не менее, ни Cairn, ни гренландское правительство данные результаты не остановили. Одни продумывают новый план действий, а другие разрабатывают следующий раунд лицензирования на участки в Гренландском море и северо — восточном шельфе Гренландии.
Норвегия сегодня находится на пятом месте в мире по объемам экспортируемого «черного золота» и на втором – по объему экспорта газа. Добывать углеводороды в Северном море норвежцы начали более 30 лет назад. В 1981 году был дан старт поисково-разведочным работам в арктическом секторе шельфа Баренцева моря. Компания Statoil здесь обнаружила большие залежи газа на месторождении Снёвит. Ежедневно это месторождение дает самому северному в мире заводу по производству СПГ в Хаммерфесте более 48 тыс. баррелей. В планах компании до 2020 года – увеличение суточной добычи газа до 1 млн. баррелей посредством разработки новых скважин. До сегодняшнего момента Statoil и другие компании прочно закрепились в данном регионе, пробурив порядка 80 скважин поисково-разведочного характера. Большие планы норвежцы возлагают на разработку таких газовых месторождений, как Скругард и Хавис, которые обнаружили в 2011 году в Баренцевом море. Если предположения оправдаются, то Скругард станет самым крупным морским месторождением залежей углеводородов в этой стране.
Исследования показали, что в арктических регионах доля Северной Америки в неразведанных запасах нефти составляет 65% и 26% приходится на неразведанные запасы природного газа. Большая часть этих запасов нефти находится на Аляске. И именно с нефтью в этом регионе связаны почти все геологоразведочные работы США. Но в долгосрочной перспективе Америка планирует уделять внимание и добыче газа. Больше перспектив с разработкой арктических месторождений нефти связывают с морем Бофорта, потому что оно обладает небольшой глубиной и расположено поблизости с инфраструктурой Трансаляскинского нефтепровода. В то время как Чукотское море более глубокое и удалено от инфраструктуры нефтепровода. Но, тем не менее, добычу нефти и в одном и во втором хотят начать с небольшой разбежкой. В море Бофорта — в 2020 году, в Чукотском – 2022.
России принадлежит большая часть арктических ресурсов. По оценкам экспертов шельф содержит около 80% потенциального углеводородного запаса нашей страны, а стоимость этого сырья – более 30 трлн. долларов. Такой огромный запас рано или поздно разрабатывать придется, несмотря на сложность добычи. И Россия делает решительные шаги в этом направлении. В 2012 году вклад РФ на счет фонда, работа которого направлена на поддержку проектов Арктического совета составил 10 млн. евро. В то время как Норвегия внесла 237 тыс. евро, а Финляндия – 200 тыс. евро.
Российские интересы в Арктике можно условно разделить на несколько групп:
— создание новых транспортных коридоров и освоение новых месторождений углеводородов при соблюдении экологического баланса;
— развитие социальной инфраструктуры, обеспечение доступности социальных услуг и повышение качества жизни местного населения.
В соответствии с этими интересами в правительстве разработали госпрограмму, направленную на развитие арктической зоны до 2020 года.
Ученые смело заявляют, что Арктический шельф нашей страны может быть золотым дном. И государственные программы направлены на стимулирование разработки нефтегазовых шельфовых месторождений. Сегодня в этой части открыли более 20 нефтегазовых провинций и бассейнов, а запас 10 из них полностью доказан. К крупным осадочным бассейнам относятся Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, Восточно-Сибирский и Чукотский. Подавляющая часть ресурса Арктики находится в западной части, а в восточной сосредоточены так называемые предполагаемые или условные неразведанные запасы.
Сегодня развернута большая деятельность по освоению Арктического шельфа. Значительные инвестиции направлены на развитие инфраструктуры Северморпути, на месторождении «Приразломная» установили платформу, в текущем году запланировано промышленное бурение в Арктике и принятие инвестиционного решения по Штокмановскому месторождению. Разрабатывается проект, направленный на расширение грузооборота до 800 тыс. тонн в год, строятся современные аварийно-спасательные центры.
В октябре 2013 года представили лицензионные заявки на 48 участков Арктическом шельфе. «Газпром» подал заявку на 17 участков. Осваивать арктические месторождения планируют государственные компании в отдельности или в сотрудничестве с зарубежными «Eni», «Statoil», «ExxonMobil». В ноябре 2013 года «Роснефть» и «Петровьетнам» подписали соглашение, целью которого является совместная разработка 8 лицензионных участков шельфа Печорского моря. А «Газпромнефть» на данный момент занимается поиском партнера для освоения Долгинского и Приразломного месторождений.
Несмотря на то, что арктические ресурсы привлекают к себе немало внимания и являются лакомым куском для многих стран, нужно реально оценивать ситуацию. А она складывается таким образом, что в ближайшее время углеводороды Арктики вряд ли могут стать альтернативной энергетической базой. Трудности освоения шельфа и большое распространение возобновляемых источников энергии делают перспективу широкого освоения Арктики весьма долгосрочной. Но, тем не менее, разработка углеводородного сырья данного региона — одна из предпосылок экономического могущества нашей страны, поэтому приоритетом в этой области должна стать грамотная государственная политика, направленная на развитие и совершенствование новых технологий глубоководного бурения, снижение экологических рисков, основательное научное исследование Арктики.
Метки: Арктика, Баренцево море, Геологическая служба США, Гренландия, добыча углеводородов, Канада, континентальный шельф, мировой запас углеводородов, море Бофорта, Норвегия, Северный морской путь, Скругард, Сневит, СПГ в Хаммерфесте, Статойл
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: