Энергетика СССР в годы Великой Отечественной войны: на пределе возможностей

энергетический агитплакат времен Великой Отечественной войны

энергетический агитплакат времен Великой Отечественной войны

Для людей, знающих о Великой Отечественной войне не понаслышке, не из книг, фильмов или учебников истории, эти четыре года лишений, боли, борьбы без права на слабину, готовности отдать всё за Родину никогда не станут прошлым. В дни, когда на защиту рубежей огромной страны от немецко-фашистских захватчиков встали миллионы бойцов, в тылу шла своя борьба – рабочие промышленных предприятий, среди которых подавляющее большинство составляли женщины и дети, также всеми силами приближали победу. Сложно переоценить значение энергетики в тяжелые годы войны, ведь именно она была базой промышленного и военного могущества Советского Союза. Достойный научно-технический уровень отрасли, достигнутый в довоенное время, и её мощный потенциал обеспечили крепкие позиции предприятий, производивших военную технику, боеприпасы и другие виды снабжения.

Новые задачи: работа на опережение

Если до начала Великой Отечественной промышленность страны развивалась планомерно и поступательно, то в годы войны энергетическая отрасли оказалась в прямой зависимости от потребностей предприятий, работавших на нужды обороны, а значит, и от событий, происходивших на фронтах; кроме того, перед энергетиками стояла задача оперативного возмещения мощностей, которые по каким-либо причинам (из-за разрушения, захвата фашистами, перегрузки и пр.) вышли из эксплуатации. Многие предприятия были эвакуированы в восточные районы; для них предстояло наладить эффективную схему энергоснабжения. Военные объекты на прифронтовых территориях также не могли обходиться без поставок энергии.

В первые годы войны ситуация на фронте для советских войск была неутешительной, что сказалось и на работе энергетической отрасли. Энергообъекты на оккупированных противником территориях были практически полностью разрушены, а установленная мощность электростанций СССР к концу 1941 года сократилась почти вдвое, составив 6645 тыс. кВт. Фашистские войска стремительно двигались на восток, поэтому советское руководство должно было обеспечить срочную эвакуацию не только жителей регионов, которые могут быть захвачены в ближайшее время, но и промышленных и энергетических объектов. Оборудование электростанций демонтировалось и отправлялось в восточные регионы в любых условиях: так, Днепродзержинскую ГРЭС разбирали во время боев за город, а Брянскую ГРЭС – под огнем артобстрела. Монтаж станций на новом месте проводился в рекордно короткие сроки: так, за три первых года войны были вновь введены в эксплуатацию Челябинская, Кирово-Чепецкая, Красногорская ТЭЦ, Карагандинская ГРЭС и другие ключевые энергообъекты страны общей мощностью 3 млн. кВт.

Фашисты также не отставали: специальные подразделения демонтировали и по частям вывозили из СССР оборудование захваченных станций. В годы оккупации в Германию было перемещено 11300 генераторов различного типа, 1400 гидравлических и паровых турбин, а количество электромоторов и трансформаторов, приборов защиты и измерения показателей, километры телефонных, силовых и контрольных кабелей не поддаются подсчету.

Их оборона

По решению Государственного Комитета Обороны, принятому в июле 1941 года, с целью сохранения укомплектованности сотрудниками коллективов объектов энергетики инженерно-технический персонал данных организаций не подлежал мобилизации. Кроме того, введенный решением ГКО режим бронирования кадров исключал для энергетиков возможность уйти на фронт добровольцами. Впоследствии, в сентябре 1941 года, в соответствии со спецпостановлением советского командования из действующей армии было отозвано более двух тысяч инженеров-энергетиков.

Развитие военных действий определило формат эвакуации энергетических объектов: она происходила в два этапа. Вначале специалисты с соблюдением технического регламента выполняли демонтаж основного и вспомогательного оборудования станций и в комплектном виде отправляли его в тыл, чтобы монтаж и ввод в эксплуатацию занял минимум времени. Второй этап включал демонтаж небольшой части оборудования, продолжавшего работать вплоть до подхода к объекту передовых частей врага. Так как времени было очень мало, часто удавалось вывезти лишь главные агрегаты – генераторы, турбины трансформаторы, а также приборы, моторы и вентиляторы. Остальные устройства изготавливались и собирались на месте.

Несмотря ни на что

Демонтаж и погрузка оборудования энергообъектов часто выполнялась непосредственно в полосе военных действий. Так, советским энергетикам удалось, несмотря на сильный артиллерийский обстрел, демонтировать оборудование ТЭЦ «Запорожстали»; Криворожскую, Харьковскую, Днепродзержинскую, Кураховскую и электростанции разбирали в полуокружении. Но даже в таких сложных условиях специалисты провели существенную работу, отправив в глубокий тыл турбинные агрегаты мощностью 12, 25 и 50 МВт, трансформаторы, крупные котлы, приборы управления и защиты, вспомогательное оборудование, дополнительный кабель и запчасти.

Демонтаж уникальных устройств на некоторых станциях был особенно сложным. Из-за нестабильной обстановки на фронте разобрать и вывезти в тыл девять агрегатов Днепровской ГЭС единичной мощностью 62 тыс. кВт, а также несколько турбоагрегатов по 44–50 тыс. кВт не удалось. Наиболее крупный турбинный агрегат Зуевской ГРЭС мощностью 100 тыс. кВт был демонтирован частично, а паровые котлы из-за длительности и высокого уровня сложности работ решили не разбирать. Часть оборудования была утеряна в пути, часть – уничтожена противником при транспортировке, поэтому к месту назначения прибыли далеко не все агрегаты.

Промышленность постепенно перебазировалась на восток страны, где в тылу велось форсированное строительство новых производственных мощностей, и это потребовало интенсивного расширения энергетических систем Средней Азии, Северного Казахстана, Центральной Сибири и Урала. Правительством СССР был принят мобилизационный план, которым народное хозяйство переводилось на рельсы военной экономики; документ утверждал список ударных строек, в числе которых было немало электростанций, имевших оборонное значение. В Ярославской области в конце 1941 года была запущена в эксплуатацию Рыбинская ГЭС, которая, к слову, частично ликвидировала энергодефицит в Москве; примерно в то же время в Куйбышевской (ныне Самарской) области начала работу Безымянская ТЭЦ.

Урал: рекорд за рекордом

Энергетики Урала были поставлены в достаточно жесткие условия, однако блестяще справились с задачами, возложенными на них руководством страны. Установленная мощность электростанций региона к концу 1941 года увеличилась на 10% в сравнении с июньским уровнем, а к началу 1943 года – возросла на 36,8%, однако проблемы энергодефицита это всё же не решило. Дополнительные мощности были введены в эксплуатацию на новых Челябинской ТЭЦ, Пермской ТЭЦ №6 и ТЭЦ Челябинского металлургического завода. Также были расширены Закамская, Богословская, Средне-Уральская и Красногорская станции, что к декабрю 1943 года обеспечило увеличение мощности уральской энергетической системы на 72% в сравнении с январским уровнем. Ещё через год установленная мощность электростанций Урала и количество вырабатываемой ими энергии были в два раза выше, чем до начала Великой Отечественной войны.

Продолжая развивать энергосистему Урала, специалисты обеспечили превышение всех ожидаемых показателей: так, к началу 1945 года выработка электроэнергии уральскими станциями достигла 12,2 млрд. кВтч (в 2,5 раза больше уровня мирного 1940 года), или 28,3% от общего количества по стране. Исключительно высокая нагрузка на энергосистему Урала обусловила необходимость широкого внедрения здесь устройств противоаварийной и линейной автоматики, а также разработки методов ремонта линий электропередач без отключения напряжения.

Энергопоезда – мобильные электростанции

В конце 1941 года советские энергетики наконец-то получили возможности для восстановления разрушенных энергообъектов; по мере освобождения оккупированных территорий фронт их работ постепенно расширялся. На начальном этапе значительную роль в проведении реконструкции сыграли энергопоезда, которые выполняли функции мобильных электростанций. Паровозы выступали в роли парогенераторов, а на отдельных железнодорожных платформах, присоединенных к ним, к турбинам монтировались конденсаторы, турбоагрегаты, распределительные устройства со щитами управления; в двух крытых вагонах располагались жилые помещения для обслуживающего персонала. Общая мощность 19 энергопоездов, созданных в 1943-1944 годах, составляла 21 тыс. кВт, а выработка ими энергии за время эксплуатации достигала 15,5 млн. кВт∙ч. Отметим, что каждый поезд запускался в эксплуатацию после 2-4 недель подготовки – в сравнении со сроком, которое могло уйти на восстановление и ввод в эксплуатацию стационарной электростанции, экономия времени была колоссальной. Энергии, производимой поездами, было достаточно для освещения восстанавливаемых объектов, откачки воды из затопленных шахт, проведения работ, а также обеспечения бытовых условий для сотрудников. После реконструкцию и ввода в эксплуатацию одной электростанции энергопоезд перемещался в другой район.

Финишная прямая

Оперативное диспетчерское управление Юга вновь стало работать в 1944 году. Для управления созданием объединенной энергетической системы Центра здесь также было создано ОДУ, которое координировало параллельную работу Московской системы и трех системы Верхней Волги – Ярославской, Ивановской и Горьковской (ныне Нижегородской). Развитие энергосистемы Востока продолжалось – здесь строились новые электростанции и сети передачи энергии.

Наиболее трудоемкими для энергетиков были задачи восстановления разрушенных гидроэлектростанций и теплоэнергетических объектов. Из потерянной в годы войны мощности электростанций около 80%, или 4 млн. кВт, пришлось на долю ТЭЦ и ГРЭС из-за того, что в состав многих энергосистем были включены только теплоэлектростанции. В частности, такая ситуация наблюдалась в Киевской, Харьковской, Одесской, Донбасской, Пензенской, Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Брянской, Литовской, Белорусской, Эстонской энергосистемах. Именно поэтому главным условием возрождения энергетики страны стало быстрое и качественное проведение восстановительных работ на ТЭС.

Метки: , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования