Финальным деловым мероприятием Форума DIY 13 мая стала дискуссия представителей маркетплейсов. Модерировала мероприятие Вероника Романова – телерадиоведущая, РБК. В дискуссии приняли участие:
- Вячеслав Запасник – Категорийный директор DIY Yandex
- Арнольд Тыниссалу – Руководитель направления DIY Ozon
- Евгений Квасов – Руководитель направления DIY Wildberries
С первым докладом на тему «Яндекс Маркет – канал для продаж и продвижения» выступил Вячеслав Запасник. C экосистемой e-com Яндекса сотрудничают 200 тыс. партнеров, а GMV e-com группы в 2023 году составил 503 млрд руб. – рост на 64% год к году. В 2024 году компания планирует развивать три ключевые модели: FBY, FBS и Express, при этом DIY докладчик назвал одним из фокусных секторов на 2024 год. За 2023 год в DIY наибольшие доли продажи пришлись на сегменты «сантехника» (30%), «инструменты» (25%) и «сад» (18%).
Следующий доклад представил Арнольд Тыниссалу. По итогам 2023 года GMV сегмента DIY в Ozon вырос на 172%, увеличившись до 185,5 млрд руб. Количество заказов увеличилось с 42 млн шт. до 109 млн шт. – рост на 159%. Средний чек в категории равняется 1820 руб. Не обошло стороной сегмент DIY и увеличение базы активных покупателей – по результатам 2023 года рост составил 69%, до 21,1 млн чел. Среди самых быстрорастущих категорий:
- Ремонт и строительство,
- Сантехника,
- Инструменты.
О развитии направления DIY на Wildberries рассказал Евгений Квасов. Итоги 2023 года для DIY на маркетплейсе следующие: общий оборот вырос на 155%. При этом наибольший рост продемонстрировали категории «сантехника» (+168%), «инструмент» (+107%) и «строительные и отделочные материалы» (+245%).
В топ-3 самых быстрорастущих категорий вошли:
- Радиаторы отопления (+297%),
- Розетки (+239%),
- Гайковерты (+216%).
В дальнейшей дискуссии Вячеслав Запасник представил итоги сегмента DIY в 2023 году и сделал аккуратный прогноз на 2024-й: «в прошлом году россияне купили 4,5 млн объектов. По наши оценкам, рынок будет расти на 12-15%, 2024 год к 2023 году. Во-вторых, клиент уже привыкает покупать товары на маркетплейсах. В 2023 году в общем обороте DIY маркетплейсы занимали порядка 47%, в 2024 году эта доля будет в районе 53-55%». Также спикер представил еще один тренд, наблюдаемый внутри Яндекс Маркет: «количество посетителей растет, но падает средний чек. Мы это связываем с тем, что клиент переходит на первую цену и на средний+ сегмент».
Далее в дискуссию вступил Арнольд Тыниссалу: «идет фокус на онлайн, мы это видим по своим продажам. Мы видим, что клиенты готовы брать те категории товаров, которые, как казалось, должны быть только в розничных магазинах и шоурумах. Будем тестировать с отделочными материалами».
Как сообщил Евгений Квасов, «в 2023 году мы отметили рост в категориях наподобие сварочных аппаратов, генераторов, компрессорных станций – такие товары, которые закрывают уже не бытовые потребности. Покупатель выбирает более сложные товары, по более масштабному ремонту». Также эксперт отметил, что «в разрезе остальных категорий по DIY неплохой процент выкупа – держится в районе 93-95%. То есть покупатель более осознанно подходит к выбору».
В заключение спикеры представили свои прогнозы по развитию рынка DIY. Арнольд Тыниссалу поделился мнением о будущем сегмента DIY на маркетплейсах: «во-первых, закрываем все категории. Например, стройматериалы, ее мы закрыли и дальше развиваем по регионам. Когда закрыты категории ассортиментом, выстроены процессы по верификации и доставке, дальше уходим в сервис, чаты, видеоконсультации с продавцами. Это будущее, я думаю, на ближайшие 2-3, максимум 4 года».
К нововведениям, которые хотелось бы реализовать в будущем, Вячеслав Запасник отнес «VR очки с возможностью ходить по бигбоксу и выбирать товары. Мы сейчас идем в услуги, будем так же концентрироваться в городах-миллионниках. Планируем запустить услуги сборки, монтажа».
Среди текущих трендов Евгений Квасов отметил «рост продаж на других рынках – в странах СНГ. Это одна из точек роста выручки компании по DIY». Эксперт также обратил внимание на усиление контентной составляющей: «более наглядные, более живые карточки с более подробным описанием. Покупателю хочется все посмотреть, чтобы было достаточно фотографий, описаний, видеороликов и т. д».
Арнольд Тыниссалу презентовал реальный кейс – компанию «Сантехник онлайн»: «к нам она пришла больше года назад. Сначала воспринимали ее как конкурента, не хотели сотрудничать, но в итоге договорились. Сейчас это один из лидеров категории «Сантехника». Сейчас эта компания выступает не только как селлер, но и как логистический оператор – выступают доставщиком для наших поставщиков сантехники. Это не единичный случай – многие бренды заходят на маркетплейс, тестируют, а дальше начинается внутренняя политика. Для тех, кто сомневается: маркетплейс – это дополнительный рост продаж. Если вы работаете в B2B, то наши покупатели – это B2C. Здесь нет пересечения, но есть 21 млн постоянных покупателей».
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: