Йен Тейлор, трейдер, который помог сформировать современный рынок нефти, превратив небольшого голландского торговца топливом под названием «Vitol Group» в один из крупнейших товарных домов в мире, умер 8 июня.
В сообщении компании говорится: «С большой грустью сегодня «Vitol» объявляет о смерти своего председателя и бывшего генерального директора Йена Тейлора от пневмонии после долгой борьбы с болезнями». Ему было 64 года.
Как пишет Bloomberg, британец, получивший образование в Оксфорде и имеющий в семье шотландские корни, Тейлор присоединился к «Vitol» из «Royal Dutch Shell Plc» в 1985 году и через 10 лет стал генеральным директором. Несмотря на то, что время от времени он сталкивался со скандалами, «Vitol» рос со скоростью, с которой могли сравниться немногие в Силиконовой долине, увеличив чистую прибыль с $22,9 млн в 1995 году до рекордных $2,28 млрд в 2009 году.
Сочетая легкое очарование с неустанным деловым мышлением, Тейлор заключал выгодные сделки с правительствами, национальными нефтяными компаниями, переработчиками и производителями, чтобы превратить «Vitol» в глобального игрока. Сегодня операции варьируются от торговых площадок в Лондоне, Сингапуре и Хьюстоне до резервуаров в Нидерландах и Объединенных Арабских Эмиратах и до заправочных станций в Австралии.
Как сказал Тейлор агентству Bloomberg News в 2016 году: «У вас должны быть отношения».
«Vitol» играет решающую роль на энергетических рынках, покупая, продавая, смешивая и транспортируя сырую нефть и топливо по всему миру. За более чем полвека компания ни разу не понесла ежегодных убытков. Он заработал $1,5 млрд в 2017 году, это последний год когда Тейлор занимал должность гендиректора. Борясь с раком, он перешел на пост председателя в 2018 году, когда один из его давних лейтенантов Рассел Харди вступил во владение.
В заявлении Харди говорится: «Йен был исключительным человеком. Он объединял энергию и решимость добиться успеха со смирением, юмором и человечностью. Он бросил вызов всем нам быть лучшими, кем мы могли быть. Мы в долгу перед ним».
Успех принес вознаграждение другим сотрудникам Тейлора и «Vitol», которые также являются акционерами фирмы. Согласно корпоративным данным, за последнее десятилетие за время его пребывания на посту гендиректора его 350 лучших сотрудников получили выплаты в размере свыше $10 млрд.
Под руководством Йена Тейлора в качестве гендиректора, «Vitol» провел свои «золотые годы», ежегодная чистая прибыль увеличилась в разы — до более чем $2 млрд в период с 2000 по 2017 год.
Наряду с гендиректором «Glencore Plc» Айваном Глазенбергом и покойным соучредителем «Trafigura» и бывшим председателем и главным исполнительным директором Клодом Дофином, Тейлор широко известен как пионер мировой торговли сырьевыми товарами. Он начинал в «Shell» в 1978 году, где научился торговле нефтью через Сингапур и Каракас.
Как сказал Глазенберг: «Йен был одним из последних пионеров, которые помогли преобразовать торговлю нефтью. Его будет не хватать».
Тейлор отказался идти по пути «Glencore» и стать публичной компанией, сохраняя частную фирму, несмотря на многочисленные разговоры о первичном публичном размещении или продаже бизнеса другим — в какой-то момент обсуждался выкуп уже не существующего трейдера «Enron».
На фоне стремительного роста и прибылей «Vitol» Тейлор оставался на переднем крае повседневной деятельности фирмы. В разгар гражданской войны в Ливии Тейлор и другой высший руководитель Крис Бэйк прилетели в Бенгази в 2011 году, чтобы лично договориться о сделке по поставке топлива повстанцам, сражающимся против 42-летней диктатуры полковника Моаммара Каддафи. «Vitol» будет оплачиваться в сырой нефти.
Согласованная сделка по Ливии потерпела неудачу в течение нескольких дней, когда силы Каддафи взорвали ключевой трубопровод. Тем не менее, «Vitol» и Тейлор выполнили свои обязательства и в конечном итоге были полностью погашены.
Тейлор отметил: «Это была сделка, которая, честно говоря, стала намного больше, чем должна была быть».
Глава «Trafigura Group» Джереми Вейр сказал, что Тейлор являлся огромной фигурой в современной индустрии торговли сырьевыми товарами, играя ключевую роль в успехе «Vitol». Он подчеркнул: «Его также очень любили и восхищались как человеком, и нам — тем, кто его знал и работал вместе с ним — будет очень его не хватать».
Будучи гендиректором, Тейлор подвергся наибольшему урону своей репутации в 2007 году после обвинений «Vitol» в выплате режиму Саддама Хусейна около $13 млн в качестве надбавок к режиму поставок нефти. Расследование, проведенное бывшим председателем Федеральной резервной системы США Полом Волкером, выявило мир незаконных платежей, секретных банковских счетов и найма дипломатов. «Vitol» признал себя виновным в Верховном суде штата Нью-Йорк.
Тейлор сказал: «Мы договорились, чтобы защитить своих сотрудников», предположив, что без сделки прокуроры США могли бы обвинить отдельных торговцев.
Помимо своей роли в мировой торговле сырьевыми товарами, Тейлору приписывают сохранение и омоложение отрасли, которая производит ткани из твида на отдаленном шотландском острове Харрис. Он был хорошо известен в Великобритании как меценат в искусстве — опера и балет были его особой страстью — и был крупным донором правящей консервативной партии. Будучи проевропейцем, он твердо стоял на стороне дебатов о Brexit.
Как сказал о нем ветеран рынка нефти Хорхе Монтепек: «Он был культовой фигурой и человеком, который, следуя давней британской традиции, не боялся идти туда, куда другие не пойдут».
Метки: Vitol, «Vitol Group», Йен Тейлор
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: