Как растут в России пошлины на нефть и нефтепродукты

с 1 сентября в России вырастут пошлины на нефть

с 1 сентября в России вырастут пошлины на нефть

С 1-го сентября 2012-го года пошлина на экспорт нефти вырастет на 57,2 доллара, то есть на 17 процентов, до 393,8 доллара за тонну. Соответствующее постановление правительства размещено на сайте кабинета министров России.

Льготная пошлина на экспорт нефти с Приразломного месторождения, ряда месторождений Северного Каспия и Восточной Сибири вырастет на 42,9 доллара до 191,3 доллара за тонну. Льготная пошлина для сверхвязкой нефти (составляет 10 процентов от стандартной ставки) увеличится на 5,7 доллара до 39,3 доллара за тонну.

Унифицированная ставка пошлины на светлые и темные нефтепродукты вырастет на 37,8 доллара до 259,9 доллара за тонну, повышенная пошлина на бензин — на 51,5 доллара до 354,4 доллара за тонну. Пошлина на сжиженный газ в сентябре 2012 г. составит 76,2 доллара за тонну, то есть на 7,3 доллара больше, чем в августе.

Экспортные нефтяные пошлины в России традиционно являются плавающими и зависят от котировок на мировом сырьевом рынке. Напомним, что до 2008-го года Правительство РФ определяло ставки раз в два месяца, а после кризиса пересматривать пошлины стали раз в месяц.

До недавнего времени экспортная пошлина определялась как 29,2 доллара за тонну плюс 65 процентов от показателя, который получался при вычитании из средней месячной стоимости нефти специальной цены отсечения в 25 долларов за баррель (или 182,5 доллара за тонну).

Пошлины на нефтепродукты (бензин, мазут, керосин), в свою очередь, определялись в процентах от ставки на сырье и составляли для корзины нефтепродуктов 55 процентов от нефтяной пошлины (70,7 процента на светлые и 38,1 процента на темные).

Такая схема была разработана для того, чтобы экспорт переработанной нефти был выгоднее, чем сырой; таким образом правительство намеревалось поддержать нефтеперерабатывающие заводы. Однако нефтяники все равно нашли выход и не стали оставлять нефть в России на полную переработку — ее перерабатывали лишь до темных нефтепродуктов, чтобы снизить пошлину, и экспортировали в Европу, туда, где продавать было выгоднее. В итоге отечественные НПЗ были загружены, но работали на экспорт, а не на внутренний рынок.

Такая ситуация не устраивала власти потому, что способствовала топливным дефицитам: когда в стране вдруг резко вырастала необходимость в бензине, НПЗ попросту не могли быстро перестроиться с экспорта на обеспечение внутреннего рынка.

Чтобы навсегда избавиться от топливных дефицитов (нонсенс в стране с такими запасами нефти), отечественные чиновники решили пересмотреть формулу, по которой определяется экспортная пошлина на нефть.

Новая формула получила название «60-66-90»; она действует в России с октября 2011-го года. Первая цифра здесь — это процент от разницы между средней месячной стоимостью сырья и ценой отсечения. Ранее она, как уже упоминалось выше, составляла 65 процентов. Чиновники снизили этот показатель и уменьшили тем самым затраты компаний на экспорт сырой нефти. Вторая цифра — унифицированная ставка по нефтепродуктам. С помощью установления этого показателя на уровне 66 процентов предполагалось хотя бы немного переориентировать НПЗ на внутренний рынок. Экспортную пошлину на бензин в качестве исключения оставили на уровне в 90 процентов.

С бензином отдельная история: экстренные меры в виде увеличения пошлины до 90 процентов власти приняли минувшей весной на фоне очередного бензинового кризиса. В конце апреля 2012-го г. в нескольких десятках регионов России был зафиксирован непрерывный рост цен на этот вид топлива, а в некоторых субъектах возник дефицит бензина. Впоследствии Федеральная антимонопольная служба признала пять нефтяных компаний виновными в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и установлении монопольных цен на нефтепродукты. Крупнейший штраф ФАС выписала «Роснефти» — 1,75 миллиарда рублей, также взыскание было наложено на «Лукойл» (609 миллионов рублей), «Башнефть» (778 миллионов рублей), «Газпром нефть» (почти 980 миллионов рублей) и ТНК-ВР (1,38 миллиарда рублей).

Повышенная экспортная пошлина на бензин настолько понравилась властям, что ее не уменьшают и по сей день. Что касается нефтяников, то у них по поводу нового механизма не сложилось единого мнения. В частности, в «Татнефти» год назад намеревались требовать у правительства 31 миллиард рублей выпадающих доходов ежегодно. А в «Лукойле», наоборот, похвастались, что новая формула принесет компании 460-500 миллионов долларов.

Как можно понять из механизма образования экспортной пошлины, скачок показателя с 1-го сентября 2012-го года на 57 долларов обусловлен ростом цена на сырье. Как сообщали российские СМИ, средняя цена мониторинга за период с 15-го июля по 14-е августа составила чуть более 108 долларов за баррель. Для сравнения, месяцем ранее средняя стоимость составила 95,18 доллара за баррель. В текущем году максимального уровня экспортная пошлина на нефть достигла в апреле — 460,7 доллара за тонну нефти. Начиная с конца февраля и до конца апреля стоимость Brent находилась на отметке в 120 долларов за баррель и выше.

Метки: , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2022 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования