В мировом масштабе результатом японских землетрясений станет повышение стоимости газа, замедление развития атомной энергетики и снижение цен на уголь. На стоимость мировой нефти Япония почти не окажет влияния.
Начавшаяся 11-го марта этого года серия землетрясений на территории Японии существенно повлияет на сложившуюся ситуацию на мировых рынках энергетики. По объему ВПП японская экономика занимает третью позицию в мире, обеспечивая примерно 35% импорта СПГ (а это около 10% от общемирового импорта газа) и свыше 8% мирового нефтяного импорта.
Разрушительные землетрясения и цунами, случившиеся в Японии, вызовут к жизни ряд долгосрочных последствий, которые скажутся и на японском энергетическом секторе, и на мировой энергетике в целом.
Влияние на японскую энергетику
Случившаяся катастрофа привела к существенным потерям в отрасли электроэнергетики государства, включая безвозвратные потери (как минимум 4,7 ГВт мощностей, вырабатываемых «Фукусимой-1»). На остальных пострадавших от стихии, АЭС (7,5 ГВт) маловероятно восстановление генерирующих мощностей в ближайшие несколько лет. Это видно по опыту предыдущих землетрясений, менее сильных, но вынуждавших остановить на несколько лет работу поврежденных энергоблоков на годы для обеспечения безопасной эксплуатации. Учитывая также неизбежный пересмотр требований касательно безопасности АЭС, в ближайшем времени может быть остановлена работа и других АЭС Японии.
Согласно оценкам CERA, поврежденные мощности АЭС (близко 12 ГВт) на протяжении последних лет производили ежегодно 80 ТВч – это почти 8% от общего энергетического производства в Японии, плюс еще 8,6 ГВт пострадавших мощностей угля. Необходимо будет компенсировать эти мощности за счет других источников – мазутных и газовых электростанций, а для этого нужно наращивание импорта СПГ и нефтепродуктов (в меньшей мере).
По данным на начало 2011-го года, 27% японской электроэнергии производилось на АЭС, 28% — на угольных станциях, а еще 26% — на газовых.
Сектор нефти
Что касается сектора нефти – на данный момент в Японии она обеспечивает 43% первичного энергопотребления. По данным на начало 2011-го года ежедневный спрос в Японии на нефть достиг 4,4 млн. баррелей, включительно с 0,4 млн. баррелей в секторе электроэнергетики. На сегодня Япония имеет в своем распоряжении существенный резерв генерирующих мазутных мощностей, загруженных на 20% к концу 2010-го года.
Введение этих резервных мощностей даст возможность частично заместить объемы, производимые выбывшими электростанциями.
Прекращение работы 30% предприятий по переработке нефти приведет к усечению рыночного спроса на нефть. Временно снизится он и в секторах промышленности и транспорта из-за разрушения инфраструктуры, остановки предприятий, снижения активности в бизнесе.
Газовый сектор
На газовый сектор ляжет основной груз замещения выбывших мощностей АЭС. До кризиса этот сектор обеспечивал 26% выработки электричества в Японии. Ситуация, аналогичная этой, существовала и в предыдущие годы во время отключения АЭС после землетрясений. Загруженность газовых мощностей государства в последнее время достигала уровня 45%, что позволяет быстро увеличивать выработку. Оперативный ввод мощностей, несмотря на поврежденную систему ЛЭП между префектурами, возможен благодаря близкому расположение газовых станций к основным центрам потребления.
Ограничивающее давление на газовый спрос временно окажет снижение его потребления в коммерческом, бытовом и промышленном секторах. Однако спрос должен вернуться к докризисным показателям по мере восстановления государственной экономики. По прогнозам ИНЭИ РАН, увеличение в Японии спроса на импортный СПГ будет колебаться в пределах 13-30%, это эквивалентно объемам годового потребления 103-116 млрд. м. куб. (по расчетам модельного комплекса ИНЭИ РАН относительно мировой энергетики для различных сценариев выведения мощностей АЭС).
Последствия катастрофы на «Фукусиме-1» для рынка нефти и нефтепродуктов
Из-за сокращения спроса сразу после японского землетрясения снизились мировые цены на нефть. Восстановления объема спроса до прежнего уровня следует ожидать в ближайшей перспективе сообразно восстановлению инфраструктуры, НПЗ и промышленности страны. Для компенсации утерянных атомных мощностей Япония повысит в небольшом объеме импорт мазута, но это не окажет заметного влияния на изменение мировых цен на нефть.
Ожидаемое замедление роста ВВП Японии (примерно 0,5-3,0%)в среднесрочной перспективе станет причиной понизительного давления на потребление нефти в государстве. Ущерб от стихийных бедствий в Японии Всемирный банк оценил в сумму 235 млрд. долл. (это примерно 5,2% ВВП страны), спрогнозировав пятилетний восстановительный период для государственной экономики. Структура импорта в страну сильно зависима от темпов восстановления НПЗ Японии. Если не удастся быстро восстановить заводы, то государство будет вынуждено обеспечить на 1 млн. баррелей/день увеличение импорта нефтепродуктов, соответствующим образом сократив импорт нефти. В этой ситуации увеличится загрузка мощностей по нефтепереработке в соседней Корее и странах-экспортерах.
Относительно нефтепродуктов есть вероятность небольшой повышательной динамики цен.
Влияние на рынок сжиженного природного газа
На сегодня 32% импорта СПГ в мире обеспечивается Японией, что делает ее на данном рынке крупнейшим игроком (японский импорт СПГ в 2010 году составил 70 млн. тонн). В государстве спрос на газ постоянно повышается, а после стихийных бедствий следует ожидать существенного увеличения импорта японского СПГ. Регазификационные терминалы СПГ в Японии повреждены после землетрясения незначительно, поэтому о выбытии мощностей речи не идет. Следует также учесть, что в распоряжении Японии находился значительный запас незадействованных регазификационных мощностей, а это позволяет наращивать импорт оперативными темпами. Глобальный рынок СПГ имеет структуру, которая создает все условия для быстрого роста поставок в Японию. Этого можно будет достичь частично благодаря операциям с трубопроводным газом, частично благодаря полной нагрузке на простаивающие мощности.
Ожидаемое перераспределение поставок в Японию в первую очередь будет осуществляться за счет европейского рынка, заместившего часть объемов СПГ трубопроводным газом.
Произошло существенное наращивание мощностей по сжижению газа, они практически удвоились за последние пять лет, что дает возможность избежать газового дефицита на рынке. Но приостановка в кризисный период 2008-2009 гг. серии проектов может повлечь за собой неспособность производителей обеспечить покрытие всего спроса уже через несколько лет.
Усилится давление на рынок СПГ и вследствие решения Ангелы Меркель, канцлера Германии, об остановке семи старейших АЭС государства, так как компенсировать потерянные мощности немцы будут за счет природного газа. Увеличение спроса на природный газ повлечет за собой рост спотовых цен на него. Европа будет вынуждена увеличивать объемы закупок трубопроводного газа, если часть танкеров СПГ переориентируется на азиатский рынок. Россия же в этом случае сможет увеличить объемы экспорта в Европу, предложив привлекательные условия.
Ожидать следует и усиления поддержки в Европейском Союзе энерготранспортных проектов Россия-Европа. Уже к концу 2010-го г. по долгосрочным контрактам цена стала ниже спотовой европейской цены. Сейчас усиливаются конкурентные позиции газа из России относительно СПГ благодаря росту спроса.
ИНЭИ РАН считает, что в Европе спотовые цены вырастут на 11%, в США на 5%, а в Азии на 12% только из-за закрытия ряда АЭС в Европе и Японии. А увеличение цен достигнет 20-30%, учитывая все факторы рынка (возможности поставщиков, спрос и пр.). Спекулятивные и краткосрочные колебания цен могут достигнуть заметно более высокого уровня. Для спотовых газовых цен ограничивающим фактором станет увеличение контрактовых поставок, привязанных к цене на нефть (а они сейчас занимают уровень ощутимо ниже ACQ).
Цены на европейских газовых хабах после того, как было объявлено решение об остановке АЭС в Японии, составили 400 долл./тыс. м. куб., а это превышает среднюю стоимость газовых поставок в Европу по газпромовским долгосрочным контрактам на 22%.
Последствия для рынка угля
Согласно данным CERA, природные катаклизмы нанесли серьезный вред шести японским угольным электростанциям, общая мощность которых составляет 8,3 ГВт. Выбывание таких мощностей нанесет значительный удар поставщикам угля. ИНЭИ РАН прогнозирует снижения закупок Японией угля на 15-20 млн. тонн. В таких условиях экспортерам придется вынужденно расширять предложения на европейском и азиатском рынках для других покупателей. Результатом этого станет понизительное давление на спотовые угольные цены, в основном в Азии. Ограничивающим фактором для снижения цен на уголь может выступить продолжение оперативного экономического роста развивающихся стран, прежде всего Китая, а также их спроса на импортный уголь.
Последствия для развития атомной энергетики
Японские события, безусловно, заставляют посмотреть по-новому на развитие атомной энергетики в долгосрочной перспективе. Во всех странах, где планируется строительство или уже имеются атомные реакторы, возобновились дискуссии о безопасности АЭС. Наиболее остро на «урок» японской трагедии отреагировал Гюнтер Оттингер, еврокомиссар по энергетическим вопросам. Он сказал, что Европе необходимо поднять вопрос о реальности обеспечения удовлетворения энергетических потребностей без атомной энергетики в будущем.
Эта волна опасений относительно АЭС может спровоцировать некоторые государства Европы отказаться отменить моратории на строительство новых энергоблоков, подходить к стратегии усовершенствования атомной энергетики более сдержанно.
«Японские события взволновали весь мир. Если подобная авария могла случиться в такой высокоразвитой стране с высокими стандартами безопасности, как Япония, то притворяться, будто ничего не случилось, Германия просто не может. Тема безопасности АЭС должна быть вынесена на общеевропейское обсуждение», — заявила Ангела Меркель. После этого заявления 14-го марта она ввела трёхмесячный мораторий на решение вопроса касательно продления работы немецких АЭС, а также выдала распоряжение о закрытии семи АЭС, которые были введены в эксплуатацию до 1980-го г. Оставшиеся десять электростанций ожидает тщательная проверка.
В Швейцарии приостановлены планы по замене старых атомных электростанций. В Таиланде пересматривают планы строительства АЭС. Отложить на неопределенный срок программы развития атомной энергетики решила также Венесуэла. О переоценке программ усовершенствования атомной энергетики заявляют все новые и новые государства. Несколько сенаторов в США призывают остановить строительство всех атомных электростанций немедленно. Однако министр энергетики США сделал заявление, что продолжить развитие атомной энергетики, ужесточив однако требования безопасности, необходимо. О пересмотре атомно-энергетических планов развития объявил и Китай.
Естественно, сегодняшнее экономическое состояние мира не дает возможности совсем отказаться от атомной энергетики. Но японская трагедия, как и авария в Чернобыле, способна стать долгосрочным сдерживающим фактором в сфере продления эксплуатации действующих АЭС и строительства новых.
Почти от всех стран, в которых строятся или эксплуатируются АЭС, мир ожидает ужесточения требований безопасности. Результатом этого, конечно, станет повышение стоимости проектов и отсрочка реализации некоторых из них.
При таких обстоятельствах в мире будет уделяться повышенное внимание прогрессу в сфере возобновляемой энергетики и традиционным ресурсам энергии, прежде всего газу.
Необходимо помнить, что наряду с газом атомная энергетика должна была стать средством, способствующим сокращению выбросов в атмосферу СО2. Экологическая проблематика и дискуссии вокруг нее в свете произошедшего приобретают новую окраску. Есть вероятность, что СО2 уже не будет выступать единственным критерием для оценки мер, которые принимают страны, в будущих международных экологических соглашениях. Трагедия в Мексиканском заливе 2010-го года говорит о высокой степени вероятности и опасности других угроз, помимо выбросов углекислого газа.
В этой ситуации логично ожидать существенного ужесточения технологических и экологических требований к энергетическим проектам. При этом вероятно проявление на международном уровне инициатив в сфере согласования и утверждения части стандартов безопасности.
Подготовлено по материалам Вячеслава Кулагина, заместителя директора Центра изучения энергетических рынков мира при Институте энергетических исследований РАН, energyland.info
Метки: атомная энергетика, АЭС, газ, нефть, сжиженый газ, Фукусима-1
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:
Я знаю что будет, опять дадут возможность проектировать. Опять появиться проект глубоководных морских электростанций » Севан » , опять появиться проект гребневых вакуумных генераторов для плотин с целью увеличения их мощности в 4 раза. Опять появится проект речных без плотинных электростанций для нерестовых рек » Пилинг «. Может быть разрешат создание без топливного двигателя на основе вакуума. Но это только до первого заседания собеза. И как сказал после такого заседания академик Сахаров всё конец прогрессу. Решение совбеза будит таким, Ядерное оружие = Атомная электростанция = Цена электроэнергии, всё что не вписывается в эту схему угрожает Ядерному оружию. Прогресс это снижение цены на электроэнергию, а хорошая электростанция окупается за три месяца.
Спасибо, очень хорошая статья.