Из-за возникшего дефицита авиакеросина Министерством энергетики Казахстана не исключается переход республики на альтернативный вид авиатоплива – «JET A-1», распространившийся в США, а затем перекочевавший в Европу и Китай. Теперь же он может заполнить и казахстанский рынок: ситуация с авиакеросином, дефицит которого Казахстан вынужден восполнять только в одной стране – России, заставил министерство энергетики республики всерьез рассматривать перевод авиапарка страны на это топливо. Тем более, что «Боинги» и «Аэробусы» основного авиаперевозчика страны – «Air Astana», изначально под него заточены.
Вице-министром ведомства Асетом Магауовым было сказано: «На прошлой неделе мы проводили совещание с участием наших аэропортов, с участием комитета гражданской авиации о переходе на альтернативный вид топлива – JET A-1. С точки зрения стандартов нам позволяет производить и потреблять это топливо в Казахстане, и вопрос стоял о том, что, может, нам частично некоторые аэропорты перевести на «JET A-1»».
По мнению специалистов, за счет использования присадок и большего очищения от серы при производстве это топливо позволит продлевать ресурс двигателей самолетов, но его чистота становится его слабостью: при –45°С «JET A-1» перестает давать искру. И до недавнего времени он стоил на 10% дороже обычного авиакеросина, но нынешний сезон отпусков в России, из-за которого случился дефицит на казахстанском рынке, изменил это соотношение. Вице-министром подчеркнуто: «Цены на авиакеросин уже повысились, когда дефицит пошел, в июле-августе «Air Astana» отмечала, что идет быстрый рост цен на рынке России на авиакеросин: на данный момент – до 670-680 долларов за тонну. В начале лета цена была долларов на 50 дешевле». То есть сейчас разница в стоимости тонны того и другого топлива не настолько существенна, чтобы не рассматривать «JET A-1» в качестве альтернативы.
Но как считает Минэнерго, самое главное преимущество «JET A-1», что его можно импортировать сразу из нескольких стран, а не из одной, и обезопасить себя от возможного форс-мажора у поставщиков.
Метки: «JET A-1», авиакеросин, Казахстан
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: