Цели нововведения — стимулировать энергоэффективное потребление коммунальных услуг и снизить тарифную нагрузку на промышленных потребителей. Авторы данных мер рассчитывают сократить перекрестное субсидирование в водоснабжении и электроэнергетике и улучшить таким образом условия для развития промышленности, в особенности для предприятий малого и среднего бизнеса, которые в настоящее время несут основную нагрузку перекрестного субсидирования. Сейчас граждане оплачивают электроэнергию по тарифам, часто установленным ниже себестоимости, а выпадающие доходы перекладывают на промышленников, которые затем негласно учитывают это в ценах на свои товары (в итоге, как несложно догадаться, платят все равно граждане).
Проект распоряжения правительства «Об утверждении комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации» согласовали с Федеральной службой по тарифам, Федеральной антимонопольной службой, Министерством экономики, Министерством энергетики, Министерством финансов и Министерством труда и социальной защиты. В соответствии с проектом, социальная норма будет рассчитываться по методике, одобренной ключевыми ведомствами.
Кабинет министров 30 августа принял поэтапный план введения социальных норм. В 2013 году нормы введут в 8-15 пилотных регионах. Планируется, что соцнорма потребления электричества охватит примерно 70 процентов населения, то есть эта доля, по замыслам чиновников, в ходе пилотных проектов будет вписываться в потребление в рамках нормы. В 2014 году нормы по электроэнергии будут введены по всей стране. В том же году планируется запустить пилотные проекты по введению соцнормы для водоснабжения, а еще через год — также утвердить их по всей стране. Такой порядок связан с тем, что электросчетчиками обеспечено 96-98 процентов россиян, а счетчиками воды — около 40 процентов населения. После введения соцнорм для электричества и водоснабжения планируется оценить целесообразность аналогичного шага для теплоснабжения и потребления газа.
Как поясняли в Минрегионразвития, тариф сверх нормы будет примерно на 70 процентов выше нормативного. К примеру, в Забайкалье в рамках эксперимента стоимость киловатт-часа электричества в пределах соцнормы составляла 1,92 рубля, а свыше нормы — 3,19 рубля. В итоге конечный платеж может вырасти для 30 процентов населения.
Для энергосбытовых компаний введение соцнорм может привести к двум сценариям: часть потребителей сократи потребление и выручка компании упадет или энергосбыт увеличивает оборот за счет оплаты сверхпотребления. Как поясняла «Коммерсанту» глава некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая, потребление может сократиться, если норма установлена на низком уровне — около 50-60 киловатт-час в месяц. Уровень в 200 киловатт-час, как, к примеру, в Орловской области, существенного эффекта не дает.
Введение социальной нормы потребления электричества с льготным тарифом может привести к дополнительным расходам, которые придется нести энергосбытам; в частности, расходы, связанные со сбором и обработкой данных для расчета объемов перекрестного субсидирования, а также связанные с учетными функциями и расчетами платежей населения в рамках соцнормы и сверх нее. Нововведение может серьезно осложнить контроль над платежами граждан в связи с тем, что большая часть электросчетчиков не в состоянии отслеживать объемы потребления помесячно в автоматическом режиме. У энергосбытов нет физической возможности каждый месяц снимать показания со всех счетчиков. Потребителям предлагают самим снимать показания приборов, но после введения социальной нормы в пилотных регионах граждане начали вписывать заниженные показатели, чтобы уложиться в норму.
Энергосбытам придется либо тратиться самим, либо убеждать потребителей устанавливать более дорогие счетчики. Невмержицкая считает, что компании не могут навязывать гражданам «навороченные» счетчики: «Надо, чтобы сама система отношений стимулировала потребителя к установке умного учета, чтобы ему это было выгоднее«. На установку новых счетчиков могут понадобиться немаленькие средства; расходы будут зависеть от экономик субъектов и региональных особенностей потребления. В среднем стоимость одного многотарифного счетчика оценивается в тысячу рублей, которые легко могут окупиться за год.
В правительстве утверждают, что ввод соцнорм в пилотных регионах позволит выявить все подводные камни, однако ничто не мешает провести эксперимент в щадящем режиме, а затем подправить нормы до нужного уровня. Так что для населения риск проиграть от этого нововведения можно оценить как существенный.
Метки: водоснабжение, ЖКХ, новости энергетики России, правительство РФ, теплоснабжение, услуги ЖКХ, электричество, энергосбыт, энергоснабжение
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: