Россия – ведущая мировая держава в сфере оборота энергоресурсов. Торговля ими и международное сотрудничество в этой отрасли — важная составляющая экономического развития и политической стабильности страны.
За время реализации «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» в энергетическом секторе наблюдается стабильный рост и устойчивая работа производственных экономических комплексов. Отрасли принадлежит основополагающая роль в формировании ВВП страны. Также она формирует большой процент экспортных доходов и доходную часть бюджета РФ. Значение нефтегазового сектора для экономики страны переоценить сложно.
Нефтяная промышленность России в целом состоит из нефтедобывающих предприятий, нефтеперерабатывающих заводов, предприятий, осуществляющих транспортировку и сбыт нефти. Отрасль представлена 28 крупными нефтеперерабатывающими заводами, мини-НПЗ, и заводами, которые занимаются производством масел, а протяженность нефтепроводов насчитывает 50 тыс. км.
Структуру газовой промышленности организуют предприятия по осуществлению геолого-разведочных работ, бурению скважин, добыче, транспортировке и хранении газа. Система газоснабжения имеет впечатляющие масштабы – это 162 тыс. км. магистрального газопровода, 215 линейных компрессорных станций, 6 комплексов по переработке газового сырья, 25 объектов хранения.
Почти 50% доходной части бюджета страны за последний год составила доля нефтегазового сектора. А в 2012 году был зафиксирован максимальный показатель со времен СССР в переработке нефти – 270 млн. тонн. По добыче нефти и газа в последние годы Россия занимает лидирующие мировые позиции. В.П.Орлов, президент Российского геологического общества, правомерно заметил, что «минерально-сырьевой комплекс является для России государствообразующим, а если точнее, то – государствосохраняющим. Комплекс генерирует реальную природную ренту, на которой строится бюджет страны, обеспечивает конкурентоспособность, прочное геополитическое и геостратегическое положение России в мире. Поэтому и в ближней и в отдалённой перспективе МСК в жизни и развитии России будет играть важнейшую роль». Соответственно, минимизация возникновения рисков в этой сфере, разработка эффективных путей решения проблем стоят в числе приоритетных государственных вопросов.
А проблемы здесь достаточно немалые. Сегодня мы поставлены перед фактом окончания эпохи легкоразрабатываемой нефти. Затраты на нефтедобычу существенно возросли. Причем эта тенденция наблюдается как с нефтью, получаемой из действующих скважин, так и с вновь разрабатываемыми участками. В случае с первыми рост удельной стоимости добычи происходит по причине того, что ухудшается ресурсная база, и растут регулируемые государством тарифы. На новых участках это обусловлено сложностью горно-геологических и экономических условий. Прогнозы на ближайшее будущее говорят о том, что добыча буквально каждого барреля станет делом проблематичным. Чтобы обеспечить страну углеводородами нужно постоянно искать новые месторождения. Большинство из них находятся за полярным кругом и условия добычи тут весьма сложные. Разработка таких месторождений нуждается в больших инвестициях. Выходом из ситуации, который поспособствует дальнейшему развитию отрасли и не допустит падения показателей, может стать налоговое стимулирование.
Один из способов помощи нефтегазовой промышленности – льготы в налоговом обложении добычи полезных ископаемых (НДПИ). Эксперты предполагают, что данная мера поспособствует увеличению добычи и капитализации нефтяного сектора. Но у вопроса есть противоречивые стороны. С одной стороны налоги в нефтегазовом секторе – большой источник пополнения российского бюджета, с другой – жесткие налоговые ставки могут вызвать падение добычи, соответственно, бюджет понесет потери еще большие, нежели при льготном налогообложении.
Министр энергетики Александр Новак констатировал, что «при существующей системе налогообложения нефтегазовой отрасли в РФ в ближайшие 10-20 лет в стране может произойти снижение объемов добычи нефти с 500 млн. до 370 млн. тонн». Но государство не готово к таким потерям: «Риски снижения объемов добычи нефти, которые сейчас существуют, должны быть нивелированы. Для этого необходимо создать условия привлечения инвестиций в новые месторождения», — высказал свое мнение Александр Новак.
Сегодня в России развернута обширная реформа в сфере налогообложения нефтегазовой отрасли. Эксперты уже подсчитали, что льготы в налогах по разнообразным проектам могут дать бюджету почти 300 млрд. долларов до 2030 года. Было также отмечено, что стимулом для разработки трудных месторождений Восточной Сибири и северных регионов страны станет изменение законодательства, которое связано с НДПИ для нефти.
В соответствии с действующими законами объектами налогообложения по НДПИ считаются полезные ископаемые, которые добыты из недр на территории РФ, а также тех территориях, которые находятся под ее юрисдикцией. К ним относятся также полезные ископаемые, которые извлечены из отходов в процессе добычи. В отношении нефти, попутного газа, горючего природного газа и газового конденсата налоговая база определяется по количеству добытого сырья в натуральном виде.
НДПИ ввели в 2002 году и заменили им три платежа, к которым относятся плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и газовый конденсат. Может показаться, что с принятием данных изменений налогообложение значительно упростилось. Но такой вывод достаточно скоропостижен, потому что расчет НДПИ уже вызвал немалое количество споров. Руководитель Управления ФНС России по Челябинской области описал ситуацию следующим образом: «Суть проблемы заключается не в каких-то конкретных ошибках, а в разных подходах налоговой службы и налогоплательщиков к понятию «первый товарный продукт».
Налоговые службы считают, что под первым товарным продуктом следует понимать то, что налогоплательщиками может быть реализовано, налогоплательщики в свою очередь считают по-другому: первый товарный продукт это — ни что иное, как то, что они непосредственно добыли. Суды в этих спорах занимают сторону налогоплательщиков и обращают внимание налоговых органов на неправильное толкование ими понятия. Мнение суда сводится к выводам, что под первым товарным продуктом следует понимать тот продукт, который был подвержен только первичной обработке. В случае же, когда он уже готов к реализации и прошел определенное количество стадий переработки, не может считаться объектом налогообложения НДПИ.
12 апреля 2012 года Владимиром Путиным было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации №443-Р «О принятии мер по увеличению инвестиционной привлекательности Российской Федерации», по которому предусматриваются исключительные условия, относящиеся к проектам по освоению морских месторождений топливных запасов во внутренних морских водах, а также водах территориальных морей и континентальном шельфе страны.
Эти условия распространяются на проекты с началом добычи после 1 января 2016 года, которые на сегодняшний день не имеют налоговых льгот и не освобождены от ввозных таможенных пошлин. Что касается шельфовых проектов, то их предложили квалифицировать по уровню сложности определенных факторов. К ним относятся технологические решения, природно-климатические условия и ледовая обстановка, глубина моря, геологическая сложность, удаленность от берега, наличие инфраструктурных объектов на берегу. Всего получилось 4 категории:
1. с базовым уровнем сложности (проекты Азовского и Балтийского морей);
2. с повышенным уровнем сложности (проекты в мелководных частях Черного, Печорского, Белого морей, а также в южной части Охотского моря);
3. с высоким уровнем сложности (глубоководная часть Черного моря и южная часть Баренцева);
4. с арктическим уровнем сложности (проекты Карского моря, северной части Баренцева, а также восточной Арктики). Специальная ставка НДПИ для них составит: 30%, 15%, 10% и 5%.
Эксперты сошлись во мнении, что государством взимались непомерно большие налоги в областях по разведке и добыче углеводородов. Поэтому для привлечения инвестиций, правительством было предложено рассмотрение вопроса о введении гарантий на неизменность налоговых ставок: 5 лет с начала добычи для первой категории (не позже 12 апреля 2022 года), для второй категории – 7 лет (не позже 12 апреля 2032 года), 10 лет для третьей категории (не позже 12 апреля 2037 года); 15 лет для четвертой (не позже 12 апреля 2037 года).
А 26 июля 2013 годы президент Владимир Путин подписал закон, по которому налог на добычу полезных ископаемых будет дифференцирован. Он устанавливает порядок в определении и применении коэффициента к ставке НДПИ, который может составить от 0 до 0,8. Также данным законом вводится коэффициент, определяющий степень выработанности залежей углеводородов. Он равняется нулю на добычу из Баженовского, Абалакского, Хадумского и Доманикового месторождений. То есть, компаниям, добывающим здесь нефть, не надо будет платить налог на протяжении 15 лет. Для «труднодоступной» нефти с эффективной нефтенасыщенной толщиной пласта не больше 10 метров коэффициент составит 0,2%, с толщиной пласта более 10 метров – 0,4%, для залежей Тюменской свиты – 0,8%, в остальных случаях – 1%.
Алексей Кондрашов, руководитель международной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг в области налогообложения компаниям нефтегазовой отрасли, констатирует, что «на мировой карте нефтегазовой промышленности нет ни хороших, ни плохих систем налогообложения. Решения правительства в области налогообложения зависят от многих факторов. Однако, как нам представляется, правительства, занимающие разумную позицию, учитывают долгосрочную перспективу развития: они готовы подождать, чтобы позволить инвесторам выйти на более высокие уровни добычи и разработать новые месторождения углеводородов». А неэффективность и несправедливость в сфере налогообложения является источником искажения в принятии рациональных экономических решений.
Метки: Александр Новак, Алексей Кондрашов, Владимир Путин, газовая промышленность, льготы по НДПИ, налогообложение, нефтегазовая отрасль, нефтяная промышленность, оборот энергоресурсов
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: