По сообщению «Ъ», инициатива вице-премьера Юрия Трутнева о создании госкорпорации «Росшельф» и расширении доступа к шельфу частных недропользователей близка к провалу, поскольку подготовленный Минвостокразвития законопроект был раскритикован Минэнерго и Минприроды, посчитавших идею не просто недостаточно обоснованной, но и потенциально деструктивной. Эксперты ведомств считают, что в своем нынешнем виде законопроект, передавая «Росшельфу» многие полномочия государства, несет угрозу выстроенной системе недропользования. Участники рынка подозревают, что идея обречена на провал.
По информации источников издания, Минприроды и Минэнерго резко раскритиковали законопроект Минвостокразвития о создании госкорпорации «Росшельф». Идея создания госкомпании-оператора для расширения доступа частных инвесторов к арктическому шельфу была предложена Владимиру Путину вице-премьером Юрием Трутневым. В настоящее время по закону самостоятельно разрабатывать шельф имеют право лишь госкомпании — «Газпром» и «Роснефть». Суть инициативы Трутнева в том, чтобы частные компании могли входить в консорциум с госкорпорацией «Росшельф», при этом последняя проводила бы сбор и экспертизу заявок на участки шельфа, согласовывала проекты разработки месторождений, вела переговоры с инвесторами.
Основная претензией Минэнерго и Минприроды к подобной идее состоит в неясности смысла создания «Росшельфа». Заместитель министра энергетики Павел Сорокин в письме от 13 февраля в Минвостокразвития (копия есть у «Ъ») отметил, что законопроект не раскрывает цели создания и задачи корпорации, а также вопросы ее финансово-экономической эффективности. В письме Сорокина говорится: «Указывается, что создание корпорации будет стимулировать ввод в рентабельную разработку новых морских месторождений углеводородного сырья. Однако не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в том числе в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков».
Помимо этого, «Росшельф», как следует из законопроекта, претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме. Замминистра пишет: «Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля». Сорокин указывает, что предложение о полном освобождении «Росшельфа» от налогов противоречит Налоговому кодексу, а для нефтедобычи на шельфе уже действует ряд преференций.
Там же говорится и о запрете на выдачу совмещенных лицензий, что, как считает чиновник, «существенно снижает привлекательность проектов», также «не урегулирован механизм привлечения инвестиций в геологическое изучение и разработку недр арктического и дальневосточного шельфа, а также вопрос разделения прибыли по проектам».
Сорокин отмечает: «Решение о предоставлении участка арктического и дальневосточного шельфа по конкурсу или без его проведения предполагается осуществлять по усмотрению корпорации. Критерии принятия такого решения законопроектом не предусмотрены, что является существенной коррупционной составляющей, предоставляя право корпорации вне объективных, установленных законом критериев, на основании исключительно собственного усмотрения принимать соответствующие решения».
Минэнерго приводит дюжину базовых возражений к законопроекту, кроме «значительного количества замечаний редакционного и юридико-технического характера, которые могут быть даны в рабочем порядке».
Как рассказал источник «Ъ», знакомый с текстом письма Минприроды, ведомство заявило об отсутствии «очевидных целей и достаточных оснований» для создания такой госкорпорации, а предоставление ей заявленных в законопроекте широких полномочий может и вовсе негативно сказаться на перспективах развития шельфа.
Метки: «Росшельф», Арктический шельф, арктический шельф России, законопроект
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: