Михаил Абызов: кризис-менеджер, бизнесмен, будущий координатор «Большого правительства»


Было время, когда Михаила Абызова называли «самым жестким топ-менеджером РАО ЕЭС». И вот сейчас стало известно, что именно Абызов возьмет на себя руководство проектом «Большое правительство» – разработкой Дмитрия Медведева. Планка задана самая высокая, ответственность тоже велика. Самое время присмотреться к фигуре Михаила Абызова повнимательнее.

Биография Михаила Анатольевича Абызова, 1972-го г. рождения, примечательна для начала тем, что в том месте, где обычно идет информация «получил высшее образование там-то и тогда-то», у Абызова стоит скупое: «отчислен». Действительно, поступив в 1989-м г. в МГУ на математический факультет, Абызов вскоре – на втором курсе – покинул университет. Учитывая последующий послужной список Михаила Абызова, нет причин полагать, что виной тому были недостаточная сообразительность либо банальная лень. Зато можно со всей ответственностью заявить, что уже тогда молодой человек умел верно расставлять приоритеты и переносить деятельность туда, где можно было добиться максимального эффекта. Еще на первом курсе механико-математического факультета МГУ Абызов регистрирует собственную фирму «Интершопс» (в стране – «новый НЭП», бум кооперации). Вот что сам Михаил Абызов рассказывает о том периоде своей жизни: «Мы брали в аренду площади в советских универмагах и организовывали продажу турецкого ширпотреба, а с 1990-го г. начали торговать оргтехникой».

Очень скоро студент Михаил женится по любви на студентке, занимавшейся в МГУ, ни много ни мало, ядерной физикой (отметим, что, несмотря на бурную деятельность и активную жизненную позицию Абызова, пара не распалась и сейчас воспитывает двоих сыновей). Именно жена косвенно сыграла роль в отчислении Михаила с мехмата: она, вместе с родителями, тоже специалистами в области физики, уехала по приглашению на работу в США. Михаил намеревался продолжить обучение в университете Чикаго и взял в МГУ академотпуск. Однако с поездкой в Штаты не сложилось, а вот из «академки» Абызов на факультет не вернулся – бизнесмен в нем победил ученого.

«Осенью 1991-го года Российская товарно-сырьевая биржа дала объявление о наборе брокеров, и я подумал, что это мой шанс заняться серьезным бизнесом», говорит Абызов о начале своего пути в бизнесе. Хваткий парень с цепким деловым умом, девятнадцатилетний Абызов уже через полгода после начала работы в фирме «Эмика» становится там полноценным партнёром и заместителем генерального директора. Именно тогда ярко проявилась его отличительная черта – решать поставленную задачу любой ценой. Так, например, среди прочего товара, реализовываемого «Эмикой», значились и реконструированные под лесовозы кунги. Их основными покупателями были, по словам самого Абызова, «крепкие сибирские лесорубы», представлявшие СП «Игирма-Тайрику» (японско-советское предприятие). На определенном этапе «лесорубы» сочли цену «Эмики» невыгодной и платить за кунги отказались наотрез. Михаил Абызов не растерялся, отправился к «лесорубом» в глухой поселок Игирма и несколько недель прожил там с потенциальными клиентами, причем «пил водку с ними наравне» – пока представители СП «Игирма-Тайрику» не сдались и не приняли условия Абызова.
Первым по-настоящему крупным собственным бизнесом Михаила Абызова стала созданная в 1992-м «ММБ-групп». С однокурсником по МГУ болгарином Миленом Мициком Абызов наладил поставки в Россию таких товаров, как кетчуп, лечо, табачные изделия и, конечно, знаменитый в 90-е годы болгарский бренди «Слънчев бряг». В итоге предприятие стало ключевым игроком на пост-советском рынке, занимавшимся экспортными товарами из Болгарии.

С этого времени начался неуклонный подъем Михаила Абызова как бизнесмена, способного принимать оригинальные и всегда эффективные решения. К таким, безусловно, следует отнести сотрудничество с Минобороны и покупки акций перспективных компаний (например, «Новосибирскнефтепродукта», ННП).

Именно сотрудничество с ННП столкнуло в какой-то момент Михаила Абызова с компанией ЮКОС. Когда в 1997-м году ЮКОСу достался 51% акций «Новосибирскнефтепродукта», началось то, что в народе определяется поговоркой «новая метла чисто метет». ЮКОСовцы намерены были кардинально реформировать всю работу ННП. Абызов позиций сдавать не собирался и привлек на сторону ННП «Сибнефть». Дело дошло до разбирательств силовыми методами и участия ОМОНа. И даже тогда, когда ЮКОС и «Сибнефть» договорились «через голову» «Новосибирскнефтепродукта», Михаил Абызов продолжал настаивать на том, что вестись дела в компании все равно будут по-своему. «Позиции менять не будем, акционерный и операционный контроль отдавать не готовы, готовы договариваться, но если захотите штурмовать ННП, милости просим» — сказал тогда Абызов. Его доля в ННП была в итоге выкуплена «Сибнефтью», а у самого Михаила Абызова в жизни начался новый и очень интересный период – работа в качестве «комиссара» и кризис-менеджера в РАО «ЕЭС России».

В компанию Абызова пригласил сам Чубайс, возглавивший РАО ЕЭС весной 1998-го. Российской электроэнергетике требовалась голова, способная написать эффективный и реально претворяемый в жизнь план по модернизации и приведении всего комплекса в по-настоящему рабочее состояние. Основной проблемой для РАО ЕЭС тогда была проблема неплатежей. С которой Абызов был знаком не понаслышке и умел бороться. Однако настоящая работа Михаила Абызова в РАО ЕЭС началась не сразу. Сперва он по заказу Чубайса написал тот самый план – программу первоочередных действий в электроэнергетике. Рабата была принята на ура, но зачисляться в штат Абызов не торопился: «Уже тогда я чувствовал себя состоявшимся и независимым, знал РАО хорошо со всех сторон, не верил, что компанию можно перестроить, а тратить время зря не хотел», как признается сам Михаил в интервью газете «Ведомости». Анатолий Чубайс пошел на хитрость: как рассказывает Абызов, Чубайс позвонил ему и сказал, что «фамилия Абызов внесена в список кандидатов в члены правления РАО, сейчас за тебя проголосуют, потом можешь написать заявление об уходе». Которое Михаил Абызов так и не написал, напротив, надолго став «палочкой-выручалочкой» РАО ЕЭС, человеком, со свойственной только ему изобретательностью и жесткостью решавшим текущие проблемы, в основном – неплатежи. Из-за этого Абызов нажил себе много врагов и услышал в свой адрес немало критики. Однако механизм РАО ЕЭС стал работать…

Уход Абызова из РАО ЕЭС состоялся в 2005-м году. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что период работы там стал серьёзной вехой не только карьеры, но и жизни Михаила, создав ему тот самый прочный имидж кризис-менеджера и «экстремального» управленца, который закрепился за ним по сей день.

После ухода из РАО ЕЭС Абызов успешно реализовал себя как акционер, все время оставаясь в рамках энергетической отрасли – налаживая партнерство с такими видными фигурами отечественного энергокомплекса, как, например, Леонард Блаватник (владелец угольной компании Access). Продолжал Абызов и партнерство с Виктором Вексельбергом, с которым начал вести дела еще в 2003-м году, когда они вдвоем на паритетных началах купили 24,5% акций «Регионгазхолдинга», предприятия, входящего в структуру «Газпрома» и специализирующегося на сетях низкого давления по всей территории Российской Федерации. Сегодня Абызов является владельцем опциона, позволяющего в любой момент приобрести 25% акций «Комплексных энергетических систем», компании Виктора Вексельберга, являющейся самой крупной частной энергокомпанией в России.

Успешная игра на рынке акций делает Михаила Абызова одним из богатейших людей страны – на сегодняшний день он входит в список двухсот самых состоятельных россиян по версии Forbes и занимает в этом рейтинге 75-е место.

Сейчас, на момент получения предложения возглавить координацию проекта Медведева «Большое правительство», Михаил Абызов является председателем совета директоров группы RU-COM.

О рекомендации его на эту должность (предложение исходило от Владимира Груздева, тульского губернатора), Абызов сказал: «предложение коллег – это большая честь и ответственность» и добавил, что «готов работать для реализации заявленных целей общественного комитета».

Что касается совмещения обязанностей по координации работы «Большого правительства» и бизнес-деятельности в RU-COM, Михаил Абызов ответил лаконично: «будем справляться».

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2025 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования