«Не бывает стопроцентной надежности, но стремиться к ней нужно» Интервью с и.о. генерального директора ОАО «Тюменьэнерго» Павлом Михеевым

электросети "Тюменьэнерго" (опоры ЛЭП)

электросети "Тюменьэнерго" (опоры ЛЭП)

ИА «Новости энергетики» открывает рубрику «Интервью». О работе энергокомплекса России рассказывают те, кто ежедневно принимает в ней самое непосредственное участие.

Сегодня мы беседуем с и.о. генерального директора ОАО «Тюменьэнерго» Павлом Михеевым. Специалистам «Тюменьэнерго» достался непростой регион и тем более интересно, как строится работа энергетиков.

* * *

и.о. гендиректора "Тюменьэнерго" Павел Михеев

и.о. гендиректора "Тюменьэнерго" Павел Михеев

— Одна из главных проблем российской электроэнергетики – потери в электросетях. Как с ними борются в «Тюменьэнерго»?

— Нужно понимать, что потери в сетях бывают двух видов – технологические, то есть те, которые возникают при транспортировке электроэнергии, и коммерческие. Соответственно и меры борьбы с чрезмерными потерями бывают разными. Что касается первого вида – при транспорте электроэнергии – вот уже который год уровень потерь в ОАО «Тюменьэнерго» является одним из самых низких среди предприятий распределительного комплекса России. В настоящее время этот показатель – 2,5% – является тем минимумом, которого можно достичь экономически обоснованными методами, то есть оптимальным. Этого удалось добиться благодаря целому комплексу мероприятий, направленных на снижение износа и повышение надежности электросетевого оборудования. Нужно сказать, что нулевых потерь в сетях не бывает – такова специфика передачи электроэнергии. Снижать потери только ради того, чтобы приблизиться к нулю, не имеет смысла, ведь эта работа, как и любая другая, должна быть эффективной и рациональной.

Коммерческих потерь в «Тюменьэнерго» практически нет, и в определенной мере это обусловлено спецификой нашего потребителя – дисциплинированного и ответственного. Особенно я хотел бы отметить энергосбытовые компании, которые осознают всю важность своевременных расчетов за электроэнергию и ведут комплексную работу со своими клиентами для того, чтобы не допустить просрочек. Кроме того, на большей части территории в зоне нашей ответственности возможность хищения электроэнергии значительно усложнена. Напомню, что обслуживаемые нами распределительные сети низкого напряжения, в которых обычно фиксируются случаи безучетного энергопотребления, сосредоточены на юге Тюменской области. В «Тюменьэнерго» действует программа по модернизации распределительных сетей, которая, в частности, предусматривает постепенную замену обычного провода на самонесущий изолированный, который исключает возможность несанкционированного подключения. Однако весь провод одномоментно заменить нельзя, и пока главным помощником энергетиков в борьбе с хищениями электроэнергии остаются автоматизированные системы учета. В «Тюменьэнерго» разработана и внедрена АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии), которая позволяет осуществлять полный контроль потребления и проводить удаленный опрос прибора учета (счетчика). Счетчик, кстати, устанавливается вне помещения потребителя, то есть возможность постороннего влияния на него сведена к минимуму. Такие счетчики объединяются в группы, контролируемые дополнительным прибором учета, и таким образом наши специалисты видят объективную картину потребления. В случае появления каких-то отклонений они могут предположить либо неисправность, либо попытку безучетного потребления и быстро локализовать проблемный участок.

— У каждой сетевой компании России — своя специфика работы. Это зависит в первую очередь от географии, но также от того, как сложились традиции работы в данном регионе. Какие особенности имеет работа тюменских энергетиков? Что отличает работу «Тюменьэнерго» от работы других коллег по цеху?

— Действительно, специфика есть. Наша зона ответственности – почти 1,5 млн квадратных километров – стратегически важные для страны регионы, каждый из которых имеет свои особенности. Значительная часть территории расположена в сложных геологических и климатических условиях, влияние которых создает ряд проблем при эксплуатации электросетевых объектов. Нам приходится работать и в приказахстанских степях и за полярным кругом. Около половины территории в зоне ответственности лежит севернее 60-й параллели.

Мы вынуждены строить и обслуживать энергообъекты в болотах, тундре, тайге, на промерзающих грунтах и в затопляемых зонах… Именно поэтому мы стимулируем собственные научные разработки, применение которых позволит повысить надежность энергоснабжения потребителей и эффективность нашей работы в специфических условиях тюменского севера.

Вторая специфическая черта – категория потребителей. Более 65% передаваемой «Тюменьэнерго» электроэнергии потребляется крупными промышленными предприятиями, в основном, нефтегазового комплекса. В таких условиях мы обязаны обеспечить высший уровень надежности, ведь наши потребители – компании, наполняющие бюджет России и обеспечивающие экономическую стабильность страны.

— В представлении многих всё, что находится в России к востоку от Урала, имеет выраженный энергодефицит и проблемы в области энергоснабжения. Насколько это характерно для Тюменского региона? Как обеспечивается надёжность энергоснабжения?

— Несколько лет назад это представление имело право на существование. Действительно, были периоды, когда электросетевой комплекс не успевал за развитием нефтегазового, наблюдался дефицит мощности, перегруз сети и сопутствующие этим явлениям проблемы. Но за последние 5-6 лет «Тюменьэнерго» достигло существенных результатов в развитии сети, в том числе и благодаря поддержке региональных органов власти, определяющих потребность в строительстве новых энергобъектов и понимающих необходимость проведения реконструкции имеющихся. Сегодня можно говорить о том, что энергетическая инфраструктура во многих энергорайонах является достаточной, почти не осталось территорий с высокими рисками нарушения электроснабжения. Это результат, в том числе, взаимодействия «Тюменьэнерго» с региональными органами власти. Тем не менее, еще существуют территории (и довольно обширные), энергоснабжение которых осуществляется от автономных источников. Присоединение таких территорий к единой энергосистеме – одна из основных задач «Тюменьэнерго» на ближайшие годы. В 2012-м году большая работа в области централизации была проведена в Югре и на Ямале – построена часть инфраструктуры, необходимой для присоединения к ЕЭС Березовского и Октябрьского районов Ханты-Мансийского автономного округа, а также северной и северо-западной территории ЯНАО.

Говоря о повышении надежности, могу заметить, что работа в этом направлении сродни обработке бескрайнего поля. Не бывает стопроцентной надежности, но стремиться к ней нужно. Мы работаем в нескольких направлениях – замена устаревшего оборудования, внедрение инновационных разработок, автоматизация процессов, повышение профессионального уровня персонала, оптимизация схем работы энергооборудования, взаимодействие с потребителями по вопросам эксплуатации оборудования, охранных зон – можно продолжать перечисление еще долго. Важно понимать: надежность может быть обеспечена только комплексными мерами, и мы в «Тюменьэнерго» практикуем такой комплексный подход.

— Этим летом электроэнергетики Холдинга МРСК обсуждали инновационные на сегодняшний день методы работы электросетевого комплекса – под напряжением — это позволило бы не прерывать энергоснабжения потребителей, что особенно важно там, где речь идет о социально-значимых объектах. Работы под напряжением в электроэнергетике России давно не ведутся, и те, кто хочет внедрить эту практику, считают, что теперь эту методику предстоит фактически возрождать. Как к такому методу относятся в «Тюменьэнерго»? Были ли попытки внедрить его? Либо работа под напряжением считается опасной авантюрой?

— Работа под напряжением актуальна для сетей 220 кВ и выше. В восьмидесятых годах в Советском Союзе уже был такой опыт: в Виннице был создан Всесоюзный центр, в котором обучали работе под напряжением. В те времена этот метод не получил широкого распространения, старожилы — линейщики «Тюменьэнерго» помнят один – два случая, когда под напряжением проводился не очень большой объем работ, после чего этот способ перешел в категорию теоретических.

Проведение ремонтных работ под напряжением имеет право на существование, но это не должно стать повальным следованием моде. В ситуации, где затруднен вывод оборудования в ремонт, нет резервных схем или в каких-то подобных условиях, это будет оправдано. Если говорить о возможности применения этого метода в зоне ответственности «Тюменьэнерго», то зимой при температуре ниже 25 градусов (что в понимании многих северян еще «тепло»), согласитесь, персоналу будет нелегко работать, да и подготовка рабочего места будет занимать много времени. Не стоит забывать, что на севере ХМАО и в ЯНАО температура -30 -35 ° С может держаться неделями. Летом дело осложняется нашими ландшафтно-климатическими условиями: для работы потребуются вездеходы-болотоходы типа ДТ-30П со специальным оборудованием, а это довольно серьезные затраты для компании.

Если рассматривать работу под напряжением с точки зрения опасности, то, как ни парадоксально это прозвучит, риск несчастных случаев здесь гораздо меньше, правда при условии, что персонал правильно обучен, оснащен и при этом характеризуется высокой самодисциплиной. Специалист, зная, что он работает под напряжением, будет выполнять абсолютно все правила техники безопасности – это чисто моральный фактор, и это несомненный плюс. Можно говорить, что работа под напряжением повышает ответственность персонала и косвенно обеспечивает его безопасность. С другой стороны, находятся же сейчас «смельчаки», которые надеются на авось, найдутся они и при работе под напряжением. Кроме того, мы говорим об ответственности персонала сетевых компаний, а могут ли гарантировать необходимый уровень подготовки своих специалистов подрядные организации? Повторюсь, нельзя забывать и о материальной стороне: для работы под напряжением необходимо переоснастить бригады средствами защиты, спецодеждой, такелажем, транспортом, подъемниками с изолирующим звеном и т.д. Поэтому, резюмирую: эта работа должна быть избирательной и обусловленной конкретными факторами в каждой отдельно взятой ситуации.

— В этом году много говорилось о реформе электросетевого комплекса России. Как это видят в «Тюменьэнерго»? Что сегодня реально сделать для улучшения работы электросетей, а что пока вряд ли возможно?

— Думаю, что меняться на предметном уровне ничего не будет, тем более глобально. Однако в определенных процессах изменения будут и заметные. Во-первых, следует ожидать, что в ближайшее время будет выработана единая для всего сетевого комплекса техническая политика, оптимизирована работа по НИОКРам, в частности, возможно создание единой базы исследований и разработок для того, чтобы сэкономить время и ресурсы отдельных компаний, успешнее распространять опыт. Ведь в основе надёжного, качественного и доступного электроснабжения лежат, в том числе, научно-технические достижения, инновационные технологии. В связи с этим хочу акцентировать, что «Тюменьэнерго» — это современная энергетическая компания, которая идет по пути инновационного развития и активно использует новые идеи, опираясь на лучшие из существующих решения.

Во-вторых, мы стали свидетелями совершенно нового явления – решения об общественной экспертизе инвестиционных программ крупных предприятий. Это касается не только энергетики, хотя именно эта отрасль станет площадкой, на которой опыт общественного обсуждения будет испытан впервые. В будущем, я думаю, все крупные корпорации пойдут по этому пути. Такая экспертиза является практически закономерным явлением, ведь города и субъекты РФ проводят общественные слушания и обсуждения программ перед принятием с целью их рационализации. Иногда инвестиционные программы предприятий сравнимы с бюджетами городов, и поскольку во многих инвестпроектах предусматривается бюджетная составляющая, или как в нашей отрасли – источником средств является плата за услуги по передаче электроэнергии, то логично, что налогоплательщики и потребители имеют право знать, куда пойдут их деньги и какой они дадут эффект. Участие потребителей в работе над инвестиционными программами позволит обеспечить необходимый баланс между их интересами и необходимостью развития энергетической инфраструктуры в регионах.

В-третьих, и этот вывод вытекает в том числе из вышесказанного, мы наблюдаем тенденцию к усилению мер по снижению затрат предприятий и ужесточению контроля в этой области. Движение в этом направлении в «Тюменьэнерго» начато уже довольно давно, в компании принят целый комплекс мер, касающихся различных аспектов деятельности. Это и работа над собственной энергоэффективностью, а именно, снижение энерго- и ресурсопотребления для собственных нужд как с помощью технических средств и оборудования, так и за счет повышения пользовательской дисциплины. Это экономия средств во время проведения закупочных процедур — например, за 9 месяцев этого года компания сэкономила около 700 миллионов рублей. Это тщательный анализ работы оборудования, технологий перед их внедрением в эксплуатацию во избежание дальнейших затрат на переоснащение объектов. Это оптимизация труда, в том числе путем автоматизации процессов там, где для этого есть возможность, и повышение результативности работы персонала, а также множество других мер.
Вся эта работа имеет целью снижение затрат потребителя на оплату услуг по передаче и распределению электроэнергии.

Метки: , , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования