В Европе отменены полеты, в Японии закрыты школы, в Италии города на карантине и в американской Калифорнии нарастает паника: кризис коронавируса приобрел глобальный характер, а вместе с ним и его влияние на спрос на энергию.
Согласно мнению все увеличивающегося меньшинства трейдеров, инвесторов и аналитиков, в этом году только в четвертый раз за почти 40 лет потребление нефти может вообще не вырасти за год. Для OPEC, собирающейся на этой неделе в Вене для обсуждения политики сокращений нефти, это просто кошмарный сценарий, который может вынудить картель серьезно сократить добычу.
Инвестор хедж-фонда, являющегося соучредителем «Merchant Commodity Fund», Дуг Кинг сказал: «Я не вижу роста спроса в этом году, сейчас коронавирус повсюду».
В интервью на ежегодной Международной нефтяной неделе, главной встрече нефтяной промышленности в Лондоне на прошлой неделе, настроение помрачнело, поскольку вспышки заболевания из Италии в Иран заставили трейдеров переоценить влияние вируса на мировую экономику. А когда меньше поездок на работу, отменены отпуска и нарушены цепочки поставок — все это означает снижение спроса на топливо. Теперь собственные аналитики нефтяных и сырьевых компаний намечают сценарии, включающие глобальную пандемию и значительное сокращение глобального потребления нефти — что встречается крайне редко.
Нефть продлила потери в седьмую сессию в понедельник, поскольку ускоряющееся распространение вируса по всему миру усилило озабоченность спросом. Фьючерсы в Нью-Йорке упали на 3,2% после того, как на прошлой неделе упали больше всего с декабря 2008 года.
С 1984 года спрос на нефть рос каждый год, за исключением трех случаев: во время мирового финансового кризиса 2008 и 2009 годов и в 1993 году, когда США оправились от рецессии.
До настоящего времени Международное энергетическое агентство прогнозировало рост потребления нефти примерно на 800 тыс баррелей в день в 2020 году, что на треть меньше, чем прогнозировалось до вспышки, и значительно ниже 10-летнего среднего показателя в 1,3 млна баррелей в день. Но эта перспектива, основанная на сдерживании распространения вируса в Китае, была опубликована 13 февраля, и с тех пор кризис стал ухудшаться.
С того времени сырьевые трейдеры и нефтяные компании обновили свои внутренние прогнозы, что, согласно источникам агентства, знакомым с оценками, несколько сократило рост спроса в 2020 году до диапазона 200-700 тыс баррелей в день. По их словам, дальнейшие сокращения возможны по мере распространения коронавируса по всему миру, поскольку они не названы, потому что прогнозы не являются публичными.
Руководитель исследований в крупнейшем в мире независимом нефтяном трейдере «Vitol Group» Джованни Серио сказал: «Ситуация со спросом меняется с каждой минутой. В Китае наблюдается небольшое восстановление, но активность, включая уровни трафика, остается ниже нормальной».
В знак масштабов экономического воздействия вспышки коронавируса Китай сообщил о рекордном падении производственной активности в феврале. Национальное бюро статистики заявило, что активность упала до самой низкой за всю историю. Индекс менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности страны упал до 35,7 в феврале, опустившись ниже отметки, установленной во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.
Нефтяная консалтинговая компания FGE на прошлой неделе пересмотрела прогноз роста спроса на нефть на 2020 год практически до нуля. Председатель FGE Ферейдун Фешараки сказал: «Мы могли бы буквально сейчас смотреть на потенциальную потерю спроса на нефть в мире в несколько миллионов баррелей в день в течение нескольких месяцев».
«Vitol» снизил прогноз роста спроса до 700 тыс баррелей в день в своем наиболее вероятном сценарии, по сравнению с докризисным прогнозом в 1,2 млн баррелей в день. Но в знак неопределенности торговый дом также начал моделировать альтернативный сценарий, включающий в себя глобальную рецессию и сокращение спроса на нефть в 2020 году.
По словам источников, знакомым с этими сделками, опасения по поводу стагнации роста спроса или даже заключения контрактов побудили хедж-фонды покупать опционы по $40 за баррель (контракты, дающие им право продавать по заранее определенной цене и в срок). Нефть марки Brent ненадолго упала ниже $50 за баррель в пятницу — до самого низкого уровня с 2018 года.
Рынок нефти все еще надеется, что экономические стимулы в Китае оживят спрос во второй половине года. Но трейдеры все чаще считают, что любое более высокое потребление может не полностью компенсировать потери спроса. Независимо от того, сколько денег Пекин закачивает в систему, потерю спроса, скажем, на отопление школ этой зимой или сожженный бензин для офисных работников, это невозможно восстановить.
По всей Азии признаки падения спроса быстро распространяются за пределы Китая. В Японии переработчики сокращают скорость переработки, поскольку влияние вирус усугубляет воздействие более теплой, чем обычно, зимней погоды. На Тайване нефтехимические компании, производящие строительные блоки из пластика, также снижают ставки. Как сообщили трейдеры, в Европе некоторые нефтеперерабатывающие заводы планируют начать переработку уже на этой неделе.
В отличие от шоков снабжения, которые быстро измеряются путем отслеживания потоков трубопроводов или нефтяных танкеров, покидающих порт, количественно оценить шоки спроса гораздо сложнее. Это делает ставку на нефть чрезвычайно трудной и приводит к резким колебаниям цен.
Метки: коронавирус, мировой спрос на нефть, поставки нефти
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: