Сохранение планов по созданию в 2014 году маркерного сорта нефти ВСТО – одна из главных новостей в нефтегазовом секторе страны начала текущего года. Минэнерго сообщило, что в данный период завершится ряд подготовительных мероприятий, направленных на формирование этого эталона и запустятся биржевые торги данным сортом. Замминистра энергетики Кирилл Молодцов подтвердил, что «по планам министерства цель состоит в том, чтобы сорт ВСТО, как брендовый параметр, был по всем нормативным документам реализован в нынешнем году».
Задача по продвижению этой нефти в качестве эталонной была поставлена министром энергетики Александром Новаком еще в начале 2013 года. В ходе совещания на российской товарной бирже СПбМТСБ ключевых моментов по данному вопросу было определено несколько. Они связаны с развитием биржевой торговли нефтью, формированием эталона ВСТО, продвижением на рынках стран АТР ценового индекса этого сорта. Задачи не из легких, но их реализация даст возможность нашему черному золоту быть независимым от котировок Brent, от которых сейчас рассчитывается цена на российскую нефть.
Чтобы понять каковы шансы положительного исхода в решении данной цели, рассмотрим ситуацию более подробно.
Необходимость разделения нефти по сортам стала очевидной еще в середине 20 века, когда выяснилось, что химический состав углеводородного сырья, добываемого из месторождений в разных частях планеты, тоже неодинаков.
Сорт нефти – это характеристики качественного состава данного ископаемого, которое добывается в разных месторождениях и отличается по однородности и составу: наличие примесей, содержание серы, содержание групп алканов. В чистом виде нефть не используется, чтобы приобрести товарный продукт она подвергается переработке, эффективность которой во многом зависит от плотности и серности черного золота. Они и являются основными показателями для деления.
Данное сырье, добываемое в различных регионах, может отличаться очень сильно. Чаще всего нефть описывают как черную, вязкую, маслянистую жидкость. Но это не всегда так. Ее цвет варьируется — от черного до светло-коричневого или вообще прозрачного. Что касается вязкости и температуры плавления, то тут предел различий тоже не маленький. Так, определенный сорт остается жидким даже в сибирский мороз, другой же может затвердевать и при летних температурах средней полосы.
По плотности нефть делят на легкую и тяжелую. Наибольшая стоимость у легких, светлых нефтепродуктов, таких как бензин и дизтопливо. Темные нефтяные продукты, такие как мазут или печное топливо чаще всего оцениваются дешевле, чем само сырое ископаемое. Перерабатывающие заводы стремятся к выработке больших объемов дорогостоящих светлых продуктов и по возможности сокращают выпуск темных. Когда черное золото поступает на завод, происходит его первичная перегонка, при которой этот углеводород разделяют на фракции, различающиеся по температуре кипения. Сорта с низкой плотностью, то есть легкая нефть, на выходе в процессе первичной перегонки образует больше светлых продуктов. Современные НПЗ используют новейшее оборудование для того, чтобы получить большое количество качественных нефтепродуктов даже из тяжелых сортов, но это неизменно ведет к их удорожанию.
По содержанию серы черное золото можно разделить на сернистое и малосернистое. Количество соединений этого вещества в составе нефти может варьироваться от нескольких долей процента до нескольких процентов. Сорта, которые содержат 0,5% серы и меньше называют малосернистыми или сладкими, а с составом более 2,0 – 2,5% — высокосернистыми или кислыми. Сера наносит большой вред экологии, поэтому постоянно ужесточаются требования по ее содержанию в топливе. Совсем недавно этот показатель не должен был превышать 0,3 – 0,5%. Стандарт «Евро-5», действующий в Европе, сводит ограничения на содержание этого вещества в дизтопливе до 0,001%. Очистить топливо от серных соединений сложно и дорого, поэтому малосернистые сорта нефти ценятся больше.
Еще в середине 20 века появились названия марок нефти, которые были привязаны либо к большим месторождениям, либо определяли нефть, которая была добыта на различных участках, но поставлялась по одному трубопроводу. На тот момент это деление было достаточно условное. Ситуация изменилась во время нефтяного кризиса середины 80-х, когда резко возросла добыча государствами, не входящими в ОПЕК, и разрушилась главная система ценообразования. Это заставило стран-экспортеров задуматься о введении маркерных сортов, которые будут основой для расчетов стоимости черного золота. Биржевые котировки установлены только для эталонной нефти, потому что существующие в мире несколько десятков сортов не в состоянии торговаться на биржах. Цены на остальные сорта определяют с помощью дифференциала – дисконта или надбавки, которая обусловлена качественными различиями ископаемого углеводорода.
Так, маркерный сорт Brent выступает ориентиром для европейских рынков и стран ОПЕК, WTI (West Texas Intermediate) и Light Sweet определяют цены на нефть в западном полушарии. Brent добывают в Северном море, ее плотность 38,6-39 градусов API, а сернистость не более 0,37%. Характеристики WTI не сильно отличаются – плотность 40 градусов, а содержание серы – 0,4-0,5%, ее разрабатывают на месторождениях Западного Техаса в США.
Всего в мире, как мы говорили, несколько десятков сортов нефти: Dubai Crude (эмират Дубай), Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ) и др. Российскими марками нефти являются Urals, REBCО, Sokol, Siberian Light и ESPO(ВСТО).
Что касается российского маркера, то наша страна раньше уже предпринимала попытки по его созданию, но они не были успешными. Надежда была на сорт Urals – смесь тяжелой высоксернистой нефти, которая добывается на татарских и башкирских месторождениях и легкой, получаемой в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Этот продукт поставляется нашей страной на западные рынки. Плотность данного вида нефти – 32 градуса, а содержание серы – 1,2%. Эталоном ему помешала стать высокая сернистость и заинтересованность компаний, которые работают в Северном море, чтобы ценообразование происходило на основе марки Brent. Сегодня Urals продают с дисконтом по отношению к Brent.
У ESPO(ВСТО) есть определенные шансы на получение статуса маркерной нефти. Этот сорт поставляется по трубопроводу ВСТО и цена его сегодня привязана к эмиратскому Dubai Crude, но качество нашей нефти выше, чем у ближневосточной. Россия осуществляет ее поставки в азиатские страны, на запад США. Здесь ESPO конкурирует с сортом ANS, который добывают на Аляске.
Сорт ВСТО извлекается из месторождений Западной и Восточной Сибири в соотношении 50 на 50. «По качеству восточносибирская нефть несколько лучше западносибирской, — говорит представитель ООО «Восток-нефтепровод», — во-первых, температура замерзания у нее значительно ниже. Восточносибирская кристаллизуется при минус 49 градусах, западносибирская уже при минус 23. Средняя же температура замерзания нефти сорта ВСТО колеблется в пределах 33-35 градусов ниже нуля, она получается после смешивания. Есть различия и по содержанию серы. А это ключевой показатель, снижение которого требует глубокой переработки сырья. В нефти с месторождений Западной Сибири содержится 0,59-0,6% серы, Восточной Сибири — 0,52-0,55%».
Россия поставляет ВСТО в основном в страны АТР. В 2013 году из спецнефтепорта «Козьмино» для экспортных целей отгрузили 10,6 млн. тонн нефти. Из них 5,7 % досталось США, 1% — Новой Зеландии, 35,5% — Японии, 23,6% — Китаю, 11,4% -Корее, 8,3% — Филиппинам, 6% — Сингапуру, оставшееся поделили Малайзия, Таиланд, Тайвань и Индонезия. Помимо этого, каждый год Россия отправляет Китаю 15 млн. тонн этой нефти по трубопроводу.
Соответствующее качество сорта ВСТО – это только одна характеристика, которая работает в пользу утверждения данной нефти, как эталонной в странах АТР. Помимо этого важными аргументами здесь являются надежные поставки, большие поставляемые объемы и существование нескольких поставщиков.
У сорта ВСТО есть свои продавцы и покупатели, контракты не имеют запретов на ее дальнейшую перепродажу. А для формирования эталона этот момент весьма благоприятен. Немаловажным положительным фактом является открытое проведение тендеров, все могут проследить, кем и по какой цене приобретается данная нефть. Наш сорт торгуется дороже, чем Dubai, что тоже является большим плюсом.
Несмотря на большие шансы сделать сорт ВСТО маркером, ситуация имеет и ряд сложностей. Во-первых, у нас до сих пор нет официальной биржевой цены на нефть. Во-вторых – еще нужно «распределить» высокосернистые сорта внутри нефтеперерабатывающих заводов. В – третьих, для получения статуса эталона нужно увеличить поставки. Обязательным при этом условии является объем поставок не менее 500 тыс. баррелей в сутки (25 млн. тонн в год). В 2013 году из Козьмино отправили 21 млн. тонн ВСТО.
Многие эксперты соглашаются с тем, что у нашего сорта есть большие возможности для получения статуса бенчмарки, но для этого нужно устранить все вышеперечисленные недостатки, при этом, другие производители не должны предложить лучших условий.
Сегодняшняя ситуация складывается таким образом, что растущие объемы добычи в Северном море приводят к снижению цен на марку Brent, соответственно, снижается и стоимость нашей нефти. Создание собственного эталона оградит Россию от ценовых манипуляций производителей маркерного сорта, от которого сейчас зависят продажи российского черного золота.
Метки: ВСТО, легкая нефть, малосернистый сорт, маркерный сорт нефти, содержание серы, трубопровод ВСТО, тяжелая нефть, чёрное золото, эталонный сорт нефти
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: