Почему штраф «Газпрома» в размере $7,6 млрд за «Северный поток-2» — это только начало

Польский антимонопольный орган оштрафовал российский «Газпром» на $7,6 млрд за газопровод «Северный поток-2», открыв новый фронт ожесточенной политической битвы за газовый проект. Неожиданный шаг вызвал ряд юридических вопросов по поводу плана, находящегося на грани. Аналитики Bloomberg разбирались в этом вопросе.

Антимонопольный орган заявил, что ПАО «Газпром» и его партнеры, которым приказали выплатить около $61,3 млн, не получили одобрения создания совместного предприятия для финансирования строительства трубопровода. В сообщении говорится, что завершение проекта сделает европейских потребителей газа более зависимыми от единственного поставщика — «Газпрома» и может привести к повышению цен на газ для польских потребителей. Он также приказал компаниям прекратить действие соглашений о финансировании трубопровода.

Польские власти дали «Газпрому» и его партнерам 30 дней для «восстановления» конкуренции или обжалования решения. Хотя «Газпрому» принадлежит проект газопровода на Балтийском море, половина его стоимости в €9,5 млрд ($11,2 млрд) финансируется французской «Engie SA», англо-голландской «Royal Dutch Shell Plc, немецкой «Uniper SE», немецкой «Wintershall AG» и австрийской «OMV AG».

«Газпром» уже заявил, что подаст апелляцию, и принятие решения, скорее всего, займет не менее 5 лет, учитывая текущую продолжительность антимонопольных дел. Суды могут принять решение об ускорении процедуры, если юристам удастся убедить их в срочности дела.

Спор может перейти от местного трибунала, отвечающего за вопросы конкуренции, до Верховного суда, где он может застрять как минимум на 3 года. Решение надзорного органа по вопросам конкуренции 2006 года о картеле взаимозаменяемых сборов все еще рассматривается польскими судами.

Штраф должен быть уплачен только после того, как апелляционный суд вынесет обязательный приговор. Если «Газпром» не заплатит, судьи могут приказать арестовать активы.

Издание напоминает, что серия спорных судебных реформ в Польше с 2015 года привела к усилению политического влияния на суды, поставив страну на путь столкновения с ЕК и вызвав серию судебных процессов в судах ЕС, которые могут поставить под угрозу доступ страны к средствам блока. Некоторые европейские суды отказались передать подозреваемых Польше в соответствии с европейскими процедурами выдачи ордеров на арест из опасений, что суд над ними не будет справедливым.

По мнению ассоциации польских судей «Iustitia», хотя этот суд и его постановления не могут быть политизированы, проблема польской судебной системы стала системной, и политики имеют чрезмерное влияние на суды. А это, в свою очередь, лишает уверенности в беспристрастности и независимости своих решений.

И хотя решение Польши не может заблокировать весь проект трубопровода, и его последствия могут остаться чисто финансовыми для «Газпрома», но они создают дополнительные препятствия. По мнению аналитиков, Польша не имеет права останавливать строительство газопровода, которое почти завершено, поскольку газопровод не пересекает территориальные воды страны или ее исключительную экономическую зону.

Польский штраф намного превышает штрафы ЕС за злоупотребление монополией для крупных технологических компаний, таких как Google, и намного выше штрафов, наложенных ЕС или другими национальными властями за нарушение правил слияния. На этой неделе глава антимонопольного законодательства ЕС Маргрет Вестагер многозначительно заявила журналистам, что ни один из ее штрафов с 2014 года не достиг максимального уровня в 10% годового дохода компании. В 2018 году «Altice NV» оштрафовали на €124,5 млн за продвижение сделки по поглощению до получения разрешения ЕС.

Антимонопольное ведомство Польши стало участвовать в этом деле после того, как «Газпром» и его партнеры обратились к нему и другим регулирующим органам ЕС с просьбой одобрить создание «Северного потока 2». После того, как Польша поставила под сомнение совместное предприятие в 2016 году, компании отозвали запрос и приступили к получению заемного финансирования. Польский регулятор продолжил расследование, заявив, что этот шаг был попыткой обойти закон о конкуренции. Поскольку решение основано на национальном законодательстве и принимается исключительно польской наблюдательной службой, без участия ЕК, последнее слово по делу будет за местными судами.

Прямое оспаривание решения Польши в судах ЕС в Люксембурге невозможно по тем же причинам. Но, поскольку Польша является членом ЕС и должна применять антимонопольные правила в соответствии с законами блока, существует небольшая вероятность того, что в ходе польских апелляций возникнет вопрос о сфере действия законодательства ЕС.

Агентство подчеркивает, если польский суд решит, что не может дать ответ, он может передать ряд вопросов в Суд ЕС. Такие вопросы не будут касаться существа спора и будут сосредоточены только на вопросах права. Споры также отсрочат принятие окончательного решения еще на 2 года или около того.

Фото из открытых источников.

Метки: , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

Одной строкой

© 2020 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования