Почему в США закрывают нефтеперерабатывающие заводы, а их конкуренты в Азии строят новые?

Прогнозы пика добычи нефти и надвигающейся кончины ископаемого топлива особенно сильно ударили по нефтеперерабатывающим предприятиям Азии. В этом регионе расположены 3 из четырех крупнейших нефтедобывающих стран, а также более ⅓ мировых мощностей по переработке сырой нефти. Тем не менее, азиатские НПЗ расширяются с головокружительной скоростью и даже строят новые огромные перерабатывающие комплексы, рассчитанные на работу как минимум полвека.

После столетия использования транспортных средств во всем мире нефтеперерабатывающие предприятия должны планировать безмасляное будущее в области мобильности, поскольку автомобили начинают переходить на батареи, корабли сжигают природный газ, а инновации приносят другие источники энергии, такие как водород. «Goldman Sachs Group Inc.» прогнозирует, что спрос на нефть для транспортировки достигнет пика уже в 2026 году.

Тем не менее, несмотря на то, что крупная нефтекомпания «BP Plc» объявляет о продаже своих ценных месторождений на Аляске, а «Royal Dutch Shell Plc» прекращает работу своих нефтеперерабатывающих заводов от Луизианы до Филиппин, крупные НПЗ Азии планируют гораздо более длительный переход. С начала нового тысячелетия китайские нефтеперерабатывающие мощности почти утроились, и в этом году страна прекратит более чем столетнее доминирование США в этой сфере. Производственные мощности Китая будут продолжать расти — примерно до 20 млн баррелей в день к 2025 году по сравнению с 17,4 млн баррелей в конце 2020 года. Переработка Индии также быстро растет и может вырасти более чем на половину до 8 млн баррелей в день за то же время.

Вице-президент по глобальной деловой среде в «Royal Dutch Shell Group» Джереми Бентам отметил: «Азия станет центром глобальной деятельности, и, следовательно, выбор, который делается в Азии в отношении новаторских разработок более чистых технологий, очень важен. Экономическое развитие будет в значительной степени ориентировано на Азию, следовательно, потребление энергии будет в значительной степени сосредоточено на Азии, и, следовательно, появится возможность взять на себя ведущую роль в развертывании чистых технологий».

Нефтепереработчики начали долгий путь переосмысления своего бизнеса. За последние несколько месяцев переработчики из Южной Кореи, Китая и Индии сделали шквал заявлений о целевых показателях «нулевой чистоты», переходе на водород и улавливании углерода. Но за этими обещаниями стоит бизнес-модель, которая в течение нескольких десятилетий будет по-прежнему полагаться на растущий спрос на традиционное автомобильное топливо и еще более быстрый рост использования нефтехимии и пластмасс.

Директор по исследованиям азиатско-тихоокеанских рынков нефтепереработки и нефти компании «Wood Mackenzie» Сушант Гупта указал: «Энергетический переход уже происходит во многих отношениях. Но в Азии в следующие два десятилетия мы по-прежнему будем видеть спрос на транспортное топливо. Это будет медленнее, но все равно будет».

Вот дорожная карта для азиатских нефтепереработчиков, чтобы дойти до 2100 года путем поэтапной адаптации своего бизнеса.

Продолжайте делать бензин

Бензин и дизельное топливо для автомобилей могут стать первой крупной отраслью, которая исчезнет с нефтеперерабатывающих заводов, но вряд ли это произойдет в ближайшее время в Азии. Как прогнозирует отраслевой консультант FGE, к концу 2023 года мировые производственные мощности будут закрыты примерно на 3,5 млн баррелей в день — на 1 млн баррелей больше, чем уже было объявлено. Но большие новые НПЗ в Азии имеют преимущество в виде современных мощностей, расположенных рядом с растущими рынками.

Завод «Rongsheng Petrochemical Co.» с производительностью 800 тыс баррелей в день в Чжоушане заработал в этом году на полную мощность и будет производить почти 30% транспортного топлива, в основном бензин и дизтопливо, и 70% нефтепродуктов. В конце 2018 года «Hengli Petrochemical» начала эксплуатацию своего НПЗ с производительностью 400 тыс баррелей в день на северо-востоке Китая, который может производить почти 10 млн тонн бензина, дизтоплива и авиакеросина в год.

В то время как нефтепереработчики в Азии производят больше автотоплива, переработчики на западных рынках, вероятно, увидят пик спроса раньше, когда автопроизводители перейдут на электродвигатели. Завод «Shell Convent» в Луизиане, 3 завода «Marathon Petroleum Corp.» и 2 завода «Phillips 66» либо закрываются, либо превращаются в нефтяные терминалы или заводы по производству биотоплива из-за опасений, что спрос на бензин никогда не восстановится после спада, вызванного пандемией. «Shell» объявила во вторник о продаже своего НПЗ в Пьюджет-Саунд, поскольку она сделала ставку на будущий рост нефтехимии.

Гупта отметил: «Будут закрыты и будут преобразованы существующие нефтеперерабатывающие заводы, чтобы переместить выходы с транспортного топлива на нефтехимию». Несмотря на это, он ожидает, что к 2040 году мировая добыча бензина и дизтоплива упадет всего на 2,5-3%.

Некоторые топливные рынки просуществуют дольше, чем другие. В то время как природный газ и его альтернативы становятся все более важными видами топлива для больших судов, потребуются десятилетия, чтобы избавить армады паромов, рыболовных судов и малых судов от морского дизтоплива. А реактивный керосин, вероятно, останется единственным жизнеспособным двигателем для больших самолетов вплоть до второй половины столетия.

Производите больше пластика

Перенести больше производственных мощностей на пластмассы и полимеры можно относительно легко, используя существующие установки. По прогнозам МЭА, на нефтехимию будет приходиться более ⅓ роста мирового спроса на нефть к 2030 году и почти половина — до 2050 года.

Даже если стремление к отказу от одноразового пластика возродится в мире после коронавируса, спрос на другие нефтехимические продукты, которые включают все, от водопроводных труб до лака для ногтей, будет продолжать расти. Растущий средний класс в Азии будет стимулировать спрос на потребительские товары и пластмассы, используемые в строительстве и упаковке. По иронии судьбы, по данным FGE, даже производители автомобилей и самолетов будут использовать больше пластика, поскольку они стремятся облегчить транспортные средства, чтобы соответствовать стандартам выбросов.

В сообщении FGE говорится, что общий результат состоит в том, что мировое потребление пластмасс вырастет более чем на 60% и приблизится к 600 млн тонн к 2050 году по сравнению с уровнями 2019 года, что потребует от нефтепереработчиков дополнительных 7 млн баррелей в день сырья,.

В апреле «Goldman Sachs» заявила: «Нефтехимия станет новой базовой нагрузкой на спрос на нефть, обусловленную экономическим ростом и ростом потребления, особенно на развивающихся рынках».

Китай, как крупнейший рынок, возглавляет переходный период. Новые мегаперерабатывающие заводы страны могут перерабатывать до половины своей сырой нефти в нефтехимические продукты, что намного превышает традиционный 10-15%-й выход для большинства переработчиков.

По словам Гупты, в Южной Корее, где расположены 3 из 10 крупнейших в мире нефтеперерабатывающих комплексов, в течение следующих 4-5 лет будут запущены 4 новых установки парового крекинга для производства этилена — строительного материала для пластмасс. Индийская компания «Reliance Industries Ltd.», владеющая крупнейшим в мире нефтеперерабатывающим комплексом, планирует заменить продажи дорожного топлива, такого как дизтопливо и бензин, в конечном итоге производя только реактивное топливо и нефтехимические продукты, в рамках плана по достижению нулевого уровня к 2035 году. Ее соперник «Indian Oil Corp.», крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод, стремится удвоить объем производства нефтепродуктов на своих 9 НПЗ.

Переключитесь на водород

В конце концов, рынки традиционного транспортного топлива иссякнут, и нефтепереработчики уже начали работать над его заменой. Возможно, наиболее многообещающим с точки зрения их традиционной бизнес-модели является водород, который, как и бензин, является горючим, пригодным для хранения и транспортабельным топливом, которое может приводить в действие транспортные средства всех размеров и типов.

Как сказал директор по исследованиям и разработкам «Indian Oil», реализующей пилотный проект в Нью-Дели по питанию автобусов, использующих водород с добавлением природного газа, С.С.В. Рамакумар: «Водород — это идеальный экологичный вариант. Но водород должен пройти путь, чтобы достичь этого статуса основного источника энергии».

Крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Китая «China Petroleum & Chemical Corp.», более известная как «Sinopec», рекламировала газ в недавней передаче по гостелевидению, а Национальная комиссия по развитию и реформам, главный орган планирования страны, выбрала его в качестве одной из «будущих отраслей» Китая. «Sinopec» имеет около 27 пилотных водородных заправок и планирует расширить их сеть до 1000 к 2025 году.

Как сказал Бентам из «Shell»: «В некоторых случаях это будет водород в газовой или сжиженной форме, а в некоторых случаях люди ищут носителей водорода, таких как аммиак, потенциально в качестве топлива для морских судов».

Нефтепереработчики уже входят в число крупнейших производителей водорода, потому что они используют его для удаления серы из топлива и для максимального увеличения производства бензина и других более легких видов топлива. Если потребуется меньше бензина, часть этого водорода можно будет отвести. Но, по словам Рамакумара, в настоящее время производство газа в значительной степени обеспечивается за счет ископаемых источников: каждый 1 кг водорода производит около 10 кг CO2.

Как и большинство компаний, изучающих водород, «Indian Oil» в конечном итоге делает ставку на использование энергии ветра, солнца и гидроэнергии для производства безуглеродного водорода путем электролиза, но также рассматривает возможность получения топлива из сжатого биогаза.

Независимо от метода производства, стоимость производства водорода должна существенно снизиться, чтобы он мог коммерчески конкурировать с природным газом. Это может означать поиск мест с дешевыми возобновляемыми источниками энергии, таких как Чили и Саудовская Аравия, или использование более совершенных технологий. По данным BloombergNEF, согласно дорожной карте Национальной миссии Индии в области водородной энергетики, страна может использовать ВИЭ для производства одного из самых дешевых в мире водорода.

Сделайте биотопливо

Водород — не единственный вариант. Альтернативой, популярной в таких странах, как Индонезия и Малайзия, производящих пальмовое масло, является адаптация НПЗ для производства биотоплива. Бентам из «Shell» уточнил: «Существуют ограничения на количество растительности и земли, доступные для разработки этих видов топлива, но они есть, и будут играть определенную роль».

Индонезия, крупнейший в мире производитель пальмового масла, планирует производить больше биотоплива на существующих НПЗ, а также создать специальные предприятия для превращения пальмового масла в биодизель. В прошлом году страна увеличила требуемую смесь пальмового биодизеля до 30%. «Marathon Petroleum Corp.», крупнейший НПЗ в США, перестраивает завод в Дикинсоне, Северная Дакота, для производства возобновляемого дизтоплива, а НПЗ «Phillips 66 Rodeo» недалеко от Сан-Франциско будет производить топливо из отработанного кулинарного масла и других жиров.

Нефтепереработчики в Азии и по всему миру также инвестируют во множество технологий в области ВИЭ, хранения энергии и других альтернативных видов топлива. «Indian Oil» совместно с израильским стартапом «Phinergy» проводит оценку прототипов батарей на основе алюминиево-воздушной технологии. По словам Рамакумара, испытания могут занять от 6 месяцев до года и, в случае успеха, в конечном итоге приведут к созданию производственного объекта мощностью в 1 ГВт.

Улавливание углерода

Даже после перехода на пластик и водород НПЗ и производимое ими топливо будут по-прежнему производить парниковые газы, поэтому третья часть плана должна включать способы улавливания этих газов и их хранения или повторного использования. Способы сделать это, как правило, слишком дороги, чтобы быть коммерческими, но повышение штрафов за выбросы CO2 и увеличение расходов на технологии, вероятно, уравновесит уравнение.

Китайская «Sinopec» стремится к реализации проекта по улавливанию 1 млн тонн углерода к 2025 году, в то время как «Indian Oil» планирует превратить угарный газ и CO2 в этанол на своем НПЗ в Панипате. Чтобы технология заработала, некоторые компании объединяются с инновационными стартапами. Крупнейший НПЗ Южной Кореи «SK Innovation Co.» присоединился к исследовательскому проекту по улавливанию и хранению углерода, проводимому норвежской компанией «Sintec».

Сделайте это правильно

Быстрое внедрение таких технологий, как электромобили, стало самым большим потрясением для нефтеотрасли за полвека, и пройти через уже начавшиеся изменения будет нелегко. Во второй половине века, вероятно, будет намного меньше НПЗ, а тем, которые выживут, потребуется быстро адаптироваться и освоить новые рынки и новые производственные системы.

Гупта из «WoodMac» подчеркнул: «Нефтепереработчики больше не могут игнорировать эти новые технологии и больше не могут полагаться только на традиционную очистку. Нетрадиционные способы станут более традиционными».

Фото: pixabay.com.

Метки: , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования