С 1 января была резко сокращена прокачка нефти из России на белорусские НПЗ. Стороны не смогли договориться об условиях поставки сырья на 2020 года. В подготовленном ИРТТЭК докладе «Белоруссия без российской нефти: варианты возможны, но не желательны» анализируются позиции сторон и их экономическая обоснованность.
В настоящий момент публично объявленные претензии Минска и разногласия по вопросу прокачки нефти можно разбить на четыре составляющих: 1) надбавка $10 к договорной цене (цена мирового рынка минус экспортная пошлина); 2) вопрос «перетаможки»; 3) компенсация за загрязнение нефти в «Дружбе»; 4) тарифы на прокачку.
Премия в $10 для российских компаний действует с 2011 года, ее учредили в качестве стимула для российских ВИНК к увеличению поставок нефти в Беларусь.
При котировках в $60 за баррель (соответственно, 436,8 долларов за тонну) $10 за тонну – это всего около 2,2% от цены. И наличие такой премии может сделать поставки в Белоруссию более дорогими, чем в Европу, только после полного обнуления экспортной пошлины в 2024 году. На отмену надбавки пока согласились только структуры, принадлежащие Михаилу Гуцериеву, у которого с Белоруссией давние и тесные деловые контакты.
Схема «перетаможки» формально появилась в 2017 году, когда Россия и Белоруссия долгое время не могли согласовать вопрос нефтегазового сотрудничества. Тогда Москва с целью компенсации высоких, по мнению белорусской стороны, цен на газ предоставила Минску возможность зачислять в свой бюджет таможенную пошлину от 6 млн тонн экспортируемой из России нефти, схема получила рабочее название «перетаможка».
Данный механизм был прописан в «Соглашении о сотрудничестве в нефтегазовой сфере», который действовал до конца 2019 года. Цифра в 6 млн — это, приблизительно, тот объем нефти, который нужен республике для внутреннего потребления и который фигурировал в белорусско-российских переговорах продолжительное время. На 2020 год стороны не смогли согласовать продолжение действия этого механизма.
Снижение прокачки по «Дружбе» в 2019 году вследствие загрязнения ХОС составило около 3,0 млн тонн, что привело к потери Белоруссией доходов от транзита, по оценке Минска, 2,2 млрд российских рублей (с 2010 году тариф на прокачку через Белоруссия по договору измеряется в российских рублях). Однако до сих пор четкого экономического обоснования потерь республика не предоставила, прибегая к риторике, вместо фактического предъявления доказательств.
ПАО «Транснефть» готова полностью компенсировать документально доказанный ущерб Минску. Позиция компании прозрачна и была неоднократно заявлена. С Казахстаном и Украиной уже подписаны соответствующие соглашения.
Минск настаивает, чтобы компенсация ущерба была произведена через повышение тарифа на 23,1%. По сути, Беларусь просит увеличить свой тариф в твердой валюте до уровня Польши. Москва очевидно не согласна, указывая Минску на двойные стандарты. С одной стороны, белорусы не желают получать сырье по европейским ценам, жалуясь на налоговый маневр, с другой, требуют повысить стоимость транзита до того же европейского уровня.
Свою позицию по вопросу тарифов Минск подкрепляет и претензиями к качеству Urals, содержание серы в котором делает нефть менее привлекательной для переработки после вступления с 1 января новых требований к судовому топливу, по которым содержание серы в судовом топливе снижено с 3,5% до 0,5% для всех акваторий.
При этом даже «менее привлекательная» нефть России компенсируется снижением мировой цены Urals. Из-за новых требований IMO цена на Urals в 2020 году может снизиться в среднем почти на $5 долларов за баррель относительно Brent (на январь 2020 года дисконт уже составляет как минимум 17%). Таким образом, белорусские НПЗ ничего не теряют.
Пока речь о полном прекращении поставок нефти в Белоруссию и транзита через ее территорию не идет. Но деваться Минску некуда, хотя он пытается искать варианты. 20 января концерн «Белнефтехим» сообщил, что подконтрольная ему Белорусская нефтяная компания (БНК) купила партию норвежской нефти Johan Sverdrup в объеме 80 тыс. тонн с поставкой через литовский порт Клайпеда. Альтернативная поставка обошлась республике в $7,8 млн: пошлина $77,2 плюс логистика $20 за тонну, потери составили мин. $97,2 на тонну. Экспорт нефтепродуктов из такой нефти, уверены эксперты, окажется нерентабельным.
Москве и Минску придется договариваться, так как потери Белоруссии от разрыва отношений не компенсируют ни размер самых крупных уступок, ни, тем более, политические и личные амбиции, делают вывод эксперты ИРТТЭК.
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: