По сообщению «Financial Times», компаниями «Royal Dutch Shell» и «Maersk» решено выяснить, можно ли с помощью ветряной энергетики значительно сократить потребление топлива нефтяными танкерами и для этого они вместе оборудуют танкер двумя роторными парусами и испытают его.
Роторные паруса, или турбопаруса, разработал немецкий инженер Антон Флеттнер почти 100 лет назад, ими используется энергия ветра на основе эффекта Магнуса, который заключается в том, что при обтекании вращающегося тела – в данном случае гигантских цилиндров, вращающихся с помощью двигателей, – воздушным потоком образуется сила, перпендикулярная направлению потока и воздействующая на тело. При этом вследствие конструктивных особенностей роторных парусов всегда можно получить движущую силу в нужном направлении, а управлять ими можно с помощью компьютеров.
Ранее роторные паруса уже успешно использовали на менее крупных судах, например, Жаком-Ивом Кусто, который к тому же их активно совершенствовал. В 2008 году в Германии компания «Enercon» построила грузовое судно «E-Ship 1», использующее турбопаруса в качестве вспомогательных движителей, длиной 130 м и дедвейтом 10 200 т.
Техническим директором «Maersk Tankers» Томми Томассенон отмечено, что никто еще не пытался установить такие паруса на 245-метровый танкер, перевозящий нефтепродукты, с дедвейтом почти 110 000 т. Компания ожидает, что это позволит сэкономить в среднем до 10% топлива на стандартных маршрутах. Если планы оправдаются, «Maersk Tankers» далее использовать роторные паруса и на более крупных танкерах, которые перевозят сырую нефть.
«Financial Times» отмечает, что сейчас интерес к различным способам использования возобновляемой энергии для экономии на топливе вырос, так как в 2020 году вступят в силу правила Международной морской организации ООН, обязывающие компании использовать более экологичное, но дорогое топливо.
По словам гендиректора финской «Norsepower» Туомаса Риски, чья компания занимается постройкой роторных парусов для «Maersk», еще пять лет назад потенциальными клиентами считалось это «довольно безумной идеей», но перспектива увеличения расходов на топливо изменила их отношение. Риски рассказал, что первые роторные паруса были слишком тяжелыми и потому неэффективными. Его компания производит для «Maersk» паруса высотой 30 м и диаметром 5 м из легких композитных материалов из углеродного волокна. Стоимость проекта 3,5 млн фунтов ($4,3 млн), большую часть средств на него выделил британский Институт энергетических технологий (ETI). Предполагается, что роторные паруса будут установлены в первой половине следующего года и протестированы до конца 2019 года.
Метки: Royal Dutch Shell, «Maersk», роторные паруса
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: