До заседания OPEC+ осталось три дня и многих инвесторов и трейдеров на глобальном рынке нефти тревожит один вопрос: не развалится ли карточный домик OPEC+? Возможно, ОАЭ не серьезно относятся к выходу из нефтяного картеля, но их истерика является своевременным напоминанием о глубоких несогласиях и взаимных обидах в коалиции.
Пока министры нефтяной промышленности картеля готовятся к встрече, чтобы принять решение о следующем шаге в их рекордной сделке по добыче, официальные лица в Объединенных Арабских Эмиратах, обычно лояльные союзники Саудовской Аравии, в частном порядке ставят под сомнение преимущества участия в альянсе и возможно даже обдумывают покинуть Организацию стран-экспортеров нефти.
По мнению бывшего старшего аналитика Центра глобальных энергетических исследований, эксперта по нефти Джулиана Ли, обсуждения, которые просочились в прессу, могут быть не чем иным, как попыткой заставить группу производителей пересмотреть квоту страны Персидского залива. Если так, то вряд ли это удастся. Хуже того, это рискует подорвать дискуссии о том, как производители должны реагировать на противоречивое давление со стороны положительных новостей о вакцинах и негативное влияние возобновленных ограничений по карантину коронавируса на поездки и экономическую активность.
Вопросы о будущем ОАЭ в OPEC, даже если они являются лишь предварительными внутренними обсуждениями, возникают в неудобное время для группы и ее союзников по OPEC+. Возникает напряженность по поводу того, что делать с целевыми показателями объемов производства, которые должны быть снижены с начала следующего года.
Ответ кажется очевидным. Вакцины Covid-19 вряд ли в ближайшее время повлияют на нефтяной спрос, и запасы сырья по-прежнему остаются высокими. Тем временем Ливия, тоже член OPEC, пережившая гражданскую войну, в течение нескольких недель добавляет ежедневно почти 1 млн баррелей к мировой добыче. В результате ожидается, что альянс OPEC+ продлит текущие сокращения добычи еще на три или даже шесть месяцев.
Но в работе альянса есть прорехи: не все его члены соблюдают свои обязательства. Таким образом, ОАЭ, уже раздраженные ограничениями, заявляют, что не должно быть никакого решения, пока все члены полностью не выполнят согласованные сокращения. Россия избегает критики, несмотря на то, что является вторым по величине сверхпроизводителем группы. Цифры, представленные на заседании Joint Ministerial Monitoring Committee на прошлой неделе, показывают, что это сделали менее половины подписавших ее сторон.
В то время как сверхпроизводители, такие как Ирак, Нигерия и сами ОАЭ, оказались под сильным давлением со стороны де-факто лидера OPEC Саудовской Аравии, чтобы компенсировать прошлые неудачи более глубоким «сокращением компенсаций», одна страна по-прежнему явно отсутствует в списке мошенников: Россия. Несмотря на то, что страна является вторым по величине сверхпроизводителем в группе OPEC+, она не подвергалась никакой публичной критике.
Долгое время считавшиеся самым надежным союзником Саудовской Аравии в OPEC, легко понять, почему ОАЭ раздражает этот очевидный фаворитизм по отношению к России, которую десятилетиями считали конкурентом. Особенно учитывая публичное унижение, нанесенное министру энергетики ОАЭ Сухайлю аль-Мазруи в сентябре его саудовским коллегой.
ОАЭ, кажется, огорчены тем, что сокращают более всех производство нефти, чем все остальные. Официальные лица подтверждают эту жалобу, сравнивая плановый объем добычи в стране с объемом добычи в апреле, в месяц, когда была заключена сделка. Однако это был апрель, когда разразилась ценовая война и все производители открыли краны в ужасающем режиме. Ни один из целевых показателей не основывался на этих уровнях. Кроме того, ОАЭ согласились со своим исходным уровнем, когда подписывались на сделку, так что было бы не очень правильно начинать спорить по этому поводу 7 месяцев спустя.
Ирак тоже хочет особого отношения из-за дорогостоящей борьбы с так называемым Исламским государством. А Нигерия хочет реклассифицировать некоторую нефть, чтобы исключить ее из своей квоты. Так учет всеобщих недовольств может привести к быстрому распаду всей сделки OPEC+.
Маловероятно, но возможно, что ОАЭ решат выйти из OPEC. Другие поступали так — некоторые неоднократно — и у страны нет моральных наручников, чтобы быть одним из основателей группы. Однако политические и экономические ставки будут высоки. Одним махом такой шаг разрушит добрую волю между ОАЭ и Саудовской Аравией, что может дорого обойтись.
После дня публичного молчания после сообщений прессы, Мазруи в четверг заявил, что ОАЭ «всегда были постоянным членом» OPEC. Заявление выглядело очень ретроспективным и позволяло избежать любого отрицания того, что оно пересматривает свое членство.
Даже если проблема будет решена, это послужит напоминанием о расколах внутри группы производителей перед принятием решения, которое определит курс цен на нефть в ближайшие месяцы. Но если этого не произойдет, другие страны наверняка последуют за прекращением ограничений добычи. Влияние дополнительных 1,6 млн баррелей сырой нефти в ОАЭ в день может быть не катастрофическим для цен на нефть, но если добавить еще 7 млн баррелей от остальной части группы, то мартовский обвал цен чуть ниже $20 за баррель покажется положительно благоприятным на этом фоне.
Фото: с сайта OPEC.
Метки: OPEC, встреча OPEC+, ОАЭ, сокращения добычи нефти
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: