«Мы договаривались встретиться, поговорить о социальной норме потребления. Тема острая, активно обсуждаемая. Есть нормативная основа для того, чтобы этим заниматься. Есть ощущения, они разные в разных регионах, есть позиция властей, есть позиция людей – они тоже, эти позиции, разные, по-разному оценивается то, что происходит. Собственно, это я и предлагаю сейчас обсудить, но исходя из чего? – исходя из того, что в целом введение социальной нормы энергопотребления должно решить несколько задач», — таким обращением премьер-министр Дмитрий Медведев начал совещание 30 января 2014 года, посвященное вопросам внедрения соцнормы на электричество в стране.
Премьер правомерно определил, что эта тема сегодня одна из самых острых и активно обсуждаемых. Предстоящее введение норм потребления электроэнергии вызвало небывалую активность в медиапространстве. В равной степени присутствуют высказывания, как сторонников данного изменения, так и его противников, с одной и другой стороны приводится масса доводов и аргументов. Но еще громче звучат вопросы тех, кто не понимает основных позиций формирования данной системы. И это неудивительно, потому что наши потребители привыкли, прежде всего, к той практике, что пересмотр тарифов ведет, как правило, в сторону их увеличения.
Сейчас мы попытаемся разобраться в этом многообразии мнений, рассмотреть основные острые моменты и историю развития вопроса.
Под социальной нормой подразумевается минимальные объемы электроэнергии, которые поставляются потребителю по сниженной, практически льготной цене. Но в том случае, если квартира, дом или хозяйство не уложится в рамки соцнормы, то расчет сверх данного объема будет произведен по более высокому полному тарифу.
Обоснованность введения данной меры определяется несколькими важными аспектами. Во-первых – это стимулирование граждан к бережному потреблению электричества. Сторонники проекта утверждают, что при тщательном контроле расхода электроэнергии любая квартира или дом смогут полностью уложиться в рамки нормы. Для тех, кто не привык экономить, и без проблем может подолгу жечь свет без особой надобности, есть два очевидных решения – либо меняй свои привычки, либо плати больше.
Во-вторых – проект призван поддержать социально незащищенные и небогатые категории граждан. Для небогатых обеспечивается социальный минимум потребления, а рост тарифа в определенной степени перекладывается на состоятельные слои – обладателей больших квартир и домов с немалым количеством бытовой техники и, соответственно, повышенным расходом электроэнергии. Для социально незащищенных категорий граждан предусматриваются льготы.
В-третьих – данная мера позволит уменьшить объемы «перекрестного субсидирования» — системы, предусматривающей снижение тарифов для населения за счет увеличения их для крупных предприятий.
Еще с советского времени в нашей стране установилась схема, по которой население за электричество платит гораздо меньшую цену, чем промышленные организации. Аналитики называют данное явление перекосом в экономике, который ведет к кризису. Если рассудить, то большое предприятие, потребляющее энергию в огромных размерах, то есть оптом должно иметь определенные скидки, в то время как освещение одной деревенской избушки обходится значительно дороже, чего стоит только прокладка сюда линии электропередач. Высокие затраты на электроэнергию бизнес компенсирует повышением стоимости товара, а мы, в свою очередь, дорогую отечественную продукцию брать не желаем. За границей ситуация иная – тут частные представители платят за свет больше, чем бизнесмены. Но разница не столь глобальна, в США она составляет в пересчете на наши деньги 1,2 рубля.
У данного аспекта есть еще один нюанс, делающий его спорным. Дело в том, что населением в нашей стране потребляется только 10% электроэнергии, в то время как промышленностью – 70%. В связи с этим возникает вопрос – много ли выиграет экономика, если население станет платить больше?
Если говорить об объемах потребления электроэнергии, то обвинять россиян в расточительности совершенно неправомерно, потому что данные Института проблем естественных монополий говорят о том, что в среднем наш житель потребляет 935 кВт-ч в год, в то время как у немцев эта цифра составляет 1730 кВт-ч, у англичан — 1878, китайцев — 3700, американцев- 4587.
К заверениям чиновников о том, что введение социальной нормы даст возможность гражданам платить меньше, некоторые эксперты относятся скептически. Так, ведущий юрисконсульт фонда «Института экономики города» Дмитрий Гордеев определил, что в случае снижения цены электроэнергии на 4 копейки за 1 кВт. при расходе превышающем льготу потребитель заплатит на 68 копеек больше. «Энергетики активно лоббируют введение соцнормы. Но ведь понятно, что, если население будет меньше платить, они будут меньше получать. Значит, главный расчёт идёт на то, что за счёт повышенной ставки (на тариф сверх лимита) прибыль будет больше», — объясняет Гордеев.
Во введении соцнормы эксперт не видит смысла: «Главная мотивация введения социальных норм — побуждение к энергосбережению. Но тот, кто хочет экономить, и сейчас это делает, благо у многих уже стоят счетчики на электроэнергию, — говорит Гордеев. — Конечно, с переходом на соцнормы перерасход электроэнергии будет больнее бить по карману. Но зачем это нужно? Кто привык жить на широкую ногу, все равно экономить не будет. А остальным придется оглядываться на норму и по-прежнему считать каждую копейку».
По поводу решения проблемы «перекрестного субсидирования» за счет соцнормы Гордеев высказывает следующую позицию: «Чтобы справиться с перекрестным субсидированием — еще одна проблема, которую надеется решить Минрегион, — нормы тоже не нужны, — продолжает Гордеев. — Пусть электроэнергия стоит столько, сколько она реально стоит. Тарифы должны быть экономически обоснованными и едиными для всех. И для бизнеса, и для граждан».
Эксперт утверждает, что население в состоянии оплачивать коммунальные платежи по таким ценам. А те, для кого это будет весьма накладно, как и в сегодняшней ситуации, будут получать льготы от государства. При таком раскладе никто из заинтересованных сторон в накладе не останется, утверждает Дмитрий Гордеев.
В правительстве же подсчитали, что введение социальной нормы в общей сложности окажется выгодным населению. Те домохозяйства, которые будут укладываться в ее пределы, смогут сэкономить на тарифе от 3 до 10%, а рост оплаты сверх нормы не должен превышать 40%.
Вопрос прорабатывается уже не первый год, есть определенные выводы, в соответствии с которыми можно корректировать план действий.
В сентябре 2012 года Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации», по которому внедрение социальной нормы населению в качестве эксперимента должно быть запущено в определенных пилотных регионах, а с 2014 года планировался перевод уже всех регионов РФ. В качестве пилотных выступили Ростовская, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл, также Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария.
Также был определен порядок расчетов соцнормы. Ее установление поручили местным органам исполнительной власти для каждого субъекта РФ в отдельности. Величина нормы потребления зависела от многих факторов: долгота светового дня в регионе, тип местности (сельская или городская), оборудование электроплитами, отсутствие\наличие лифта. Размер нормы начинает исчисление с 50 кВт-ч в месяц, как во Владимирской и Нижегородской областях. В Самарской и Орловской на человека отвели 150 кВт-ч на человека. Если семья состоит из 2х человек, то норма увеличивается на 50 кВт-ч., еще 20 добавляется на третьего члена семьи. Добавку получают только первые 5 членов семьи. В итоге средний размер соцнормы по стране составил 70 кВт-ч. Эксперты в свою очередь подсчитали, что на одно домохозяйство с минимальным современным набором техники требуется 200 кВт-ч.
В декабре 2013 года депутатами фракции «Справедливая Россия» был предоставлен законопроект, по которому предусматривалась отмена социальной нормы на электричество. Соцнорму они определили, как попытку возложить на население тяжелое бремя расходов по ЖКХ: «Искать резервы нужно не в карманах граждан, а в самих энергетических компаниях. Нужно зафиксировать все пагубные последствия реформы электроэнергетики по Чубайсу, с многочисленными посредниками и аффилированными структурами, избыточной численностью управленческого звена», – выступила депутат Оксана Дмитриева.
Президент Владимир Путин отметил, данный эксперимент сопряжен с серьезными социальными рисками и поэтому требует тщательного экспертного анализа результатов, которые были достигнуты в регионах. Такой анализ был произведен, но его итоги не были однозначными.
Результаты в разных регионах очень сильно отличаются. Доклад Минстроя говорит о том, что в соцнорму вписались от 70 до 90% домохозяйств. Переплачивать приходится в основном жителям коттеджных поселков, загородных вилл, домов бизнес-класса. Если коснуться непосредственно конкретных регионов, то самый хороший результат показали Ростовская и Орловская области – 80-90%. Но в Забайкальском крае этот показатель лишь 9% для домохозяйств из одного человека и 60% из пяти. И только в Ростовской области наблюдается снижение цены за киловатт.
Многие из губернаторов выступили против введения соцнормы, аргументируя это опасением роста тарифов. Губернатор Приморья в 2013 году высказывал нежелание участвовать в эксперементе, а Сергей Собянин, мэр Москвы, озвучил просьбу о том, чтобы регионы могли сами определять, когда им вводить норму.
На совещании правительства, анализируя итоги введения соцнормы в пилотных регионах, Дмитрий Медведев сказал: «На мой взгляд, решение о введении социальной нормы, её корректировке регион должен принимать самостоятельно с учётом реального состояния дел в регионе – климата, доходов населения, состояния жилищного фонда, причём делать это можно будет в определённой временной перспективе. Какой она может быть? Об этом нужно договориться, и после этого уже каждый регион будет по своему графику такого рода социальную норму вводить. Обязаловки и тотального введения, я думаю, нам сейчас допускать нельзя ровно потому, что у нас нет абсолютно точных данных, что и как будет происходить. Вернее, скажем так: у нас просто такая страна, что всё будет очень пёстрым».
В итоге было принято Постановление от 25 февраля 2014 года №136, целью которого стала «корректировка экономической модели социальной нормы и механизма её введения с учётом результатов пилотных проектов таким образом, чтобы, сохранив ожидаемый эффект от реализации социальной нормы, сделать её гибкой для применения с учётом различных условий».
В принятых изменениях говорится о том, что регионы должны сами выбирать нужно ли им субсидирование тарифов по соцнорме или же они согласны на регулирование стоимости электроэнергии Федеральной службой по тарифам. Решение нужно представить до 1 июля 2016 года.
Домохозяйства, которые будут оплачивать тариф в соответствии с соцнормой по словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня должны принять к сведению следующие правила: «Что касается тех домохозяйств, которые попадают в пределы социальной нормы, понижение тарифа относительно сегодня существующего – от 3 до 10%, чтобы люди реально могли почувствовать. И сверх соцнормы для тех, кто не попадает в социальную норму, рост не должен превышать, по нашей оценке, 40%. Если будет принято решение, что регионы будут самостоятельно вводить социальную норму, то они могут отталкиваться от этих параметров».
Эксперты спрогнозировали, что в случае отказа региона от введения нормы резкого роста тарифа ожидать не стоит. В случае с долгосрочным регулированием совокупного платежа по коммунальным услугам и цена за киловатты не прыгнет выше планируемого там размера.
Постановление определяет критерии установления соцнормы, предельный минимум и максимум цен, льготы для инвалидов и социально незащищенных граждан: для них будет работать повышенная норма с применением коэффициента 1,5. Расчет делается по формуле, которая учитывает количество проживающих в домохозяйстве. Если же в квартире никто не прописан, то на нее выделяется определенное количество киловатт, за больший расход надо будет платить по повышенным ценам.
Прогнозировать итоги данного решения пока ни специалисты, ни эксперты не берутся. Для начала Минрегион и ФСТ должны предоставить свои расчеты по тарифам. В общем, как выглядит, это решение правительства можно считать промежуточным, и вопрос по введению соцнормы на электроэнергию по-прененму открыт для обсуждения.
Метки: Дмитрий Гордеев, Дмитрий Медведев, перекрестное субсидирование, пилотные регионы, полный тариф, расход электроэнергии, расчет соцнормы, рост тарифа, соцнорма на электроэнергию, тарифы для населения
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: