В 2020 году российская энергетика столкнулась с серьёзными вызовами, спровоцированными коронакризисом. Эксперты уверены, что последствия пандемии будут ощущаться и в 2021 году. В этой непростой ситуации участникам энергорынка предстоит учиться перенастраивать алгоритмы принятия управленческих и инвестиционных решений с учётом новых тенденций.
9 июня 2020 года распоряжением №1523-р председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин утвердил актуализированную Энергетическую стратегию на период до 2035 года. Основной документ стратегического планирования в энергетической сфере определяет направления и приоритеты энергетической политики государства, задачи, ключевые меры и показатели развития отрасли.
Стратегия призвана вывести отрасль на качественно новый уровень, максимально соответствующий динамичному социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности страны. Для достижения поставленных целей в документе предусмотрен ряд мер. В частности,
— Повышение эффективности, надёжности и качества электроснабжения;
— Развитие производства и потребления водорода. Последующее вхождение РФ в список мировых лидеров водородной энергетики;
— Упрощение технологического присоединения к сетям;
— Повышение инновационной активности энергокомпаний;
— Дальнейшее внедрение цифровых технологий, «умных» систем учёта электроэнергии и управления сетевой инфраструктурой;
— Развитие альтернативных источников энергии.
Эксперты изучили документ и пришли к выводу, что Стратегия охватывает большую часть проблем энергетического сектора. Однако в 2021 году реализация поставленных задач может столкнуться с препятствиями, вызванными коронакризисом. Снижение внутреннего спроса на энергоресурсы и риск неплатежей со стороны населения, обусловленный падением доходов, могут привести к уменьшению сумм, необходимых для финансирования предусмотренных Стратегией мероприятий.
В непростой экономической ситуации энергокомпании будут вынуждены сокращать издержки и вносить коррективы в инвестиционные проекты, что приведёт к торможению процесса модернизации и снизит темпы развития отрасли в целом. Поэтому энергетическому сектору может потребоваться поддержка со стороны государства.
Одной из возможных мер содействия эксперты называют мораторий на принятие регуляторных решений, ухудшающих условия ведения бизнеса. Кроме того, участникам рынка могут понадобиться кредитные средства, полученные на льготных условиях, которые в дальнейшем будут направлены на покрытие кассовых разрывов, а также предоставление нештрафуемой отсрочки в случае, если срыв сроков ввода в действие новых мощностей произошёл по причине коронакризисных ограничений.
Водород как драйвер роста
В перспективе водород может стать ценным инструментом развития энергетической отрасли и прочной базой для формирования в России новой водородной экономики. Так специалисты прокомментировали принятие плана мероприятий («дорожной карты») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. №2634-р.
Ожидается, что в результате реализации запланированных мероприятий в РФ будет создана кардинально новая индустрия низкоуглеродного производства, хранения и транспортировки водорода, использования этого вещества для нужд энергокомпаний, промышленности и транспортной отрасли, а также появится возможность выхода на глобальный рынок с новыми компетенциями.
Однако переход на инновационные технологии и развитие отечественной электроэнергетики должно быть сбалансированным. С одной стороны, энергокомпании должны ощущать поддержку государства в наработке опыта в новой сфере деятельности, а с другой – обеспечивать сохранность позиций России на традиционных энергорынках.
По оценкам аналитиков, в течение ближайших 30-ти лет доля водородной энергетики в мировом энергобалансе может увеличиться в несколько раз. Стремительное развитие новой технологии связывают с развивающимся трендом на декарбонизацию экономики и снижение негативного воздействия на экосистему.
В скором времени водородная энергетика может стать одним из основных способов достижения углеродной нейтральности. Причин несколько. Во-первых, водород можно извлекать из низкоуглеродных источников. Во-вторых, использование этого вещества в качестве энергоносителя не сопровождается выбросами техногенных газов.
В 2021 году будет разработана концепция развития водородной энергетики в России. В документе будут изложены результаты оценки текущего состояния производства и потребления водорода, описан ресурсный и технологический потенциал РФ на рынке водородных энергоносителей. Кроме этого, будут сформулированы приоритеты развития новой отрасли с определением кратко-, средне- и долгосрочных целей.
В «дорожной карте» по развитию водородной энергетики в России, к 2024 году предусмотрена реализация ряда пилотных проектов. В частности,
— разработка, изготовление и использование первых установок производства водорода без выбросов СО₂;
— создание, изготовление и проведение испытаний газовых турбин, работающих на метано-водородном топливе;
— создание пилотного образца железнодорожного транспорта на водороде и опытных полигонов экологически чистого производства водорода на объектах переработки углеводородного сырья или на объектах добычи природного газа;
— получение водорода на базе АЭС и использованием ВИЭ.
На повестке дня климатические решения
Социально-экономический кризис, спровоцированный пандемией COVID-19, привёл к активизации климатических решений. Те процессы, которые по прогнозам аналитиков должны были начаться к концу десятилетия, запущены уже сегодня.
Вопросы климата становятся всё более актуальными и для отечественных предприятий энергетической сферы. Уже в среднесрочной перспективе они могут столкнуться с серьёзными ограничениями на зарубежных рынках.
В качестве одной из мер борьбы с изменениями климата ЕС запланировал введение углеродного налога на импорт. Он напрямую затронет не только крупных производителей, поставляющих свою продукцию на рынки Евросоюза, но и всю цепочку их поставщиков. Это потребует глобального пересмотра как внешней, так и внутренней экономической стратегии России.
В Еврокомиссии принятие соответствующего законодательства запланировано на II квартал 2021 года. Поэтому у российских производственных компаний остаётся совсем мало времени для адаптации к новым условиям. И государственные органы, и бизнес задумываются об этом уже сегодня.
Впрочем, действовать необходимо не только из-за рисков, связанных с введением трансграничного налога. В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату и тем самым обязалась снизить объёмы выбросов парниковых газов и реконструировать производственные мощности, чтобы продукты их деятельности стали менее вредными для окружающей среды.
Если говорить об энергетическом секторе, то следует там, где это возможно, сокращать долю углеводородной энергетики, наращивая при этом выработку гидро- и «зелёных» электростанций. В случаях, когда это нецелесообразно, необходимо модернизировать оборудование ТЭС, что позволит сделать такие энергообъекты экологически чистыми.
В ноябре 2020 года состоялся конкурсный отбор проектов в сфере ВИЭ на 2021-2024 г.г. От допущенных к участию в конкурсе участников оптового рынка, выполнивших требования Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, поступили заявки в отношении 26 энергообъектов. 20 заявок относятся к сфере ветровой энергетики, 6 – к гидрогенерации. Суммарная мощность объектов составила 775,1 МВт.
Учитывая запросы общества на экологически чистую энергию, эксперты призывают не сбрасывать со счетов атомную энергетику. Ведь количество выбросов углекислого газа, связанного с деятельностью АЭС, минимально. Так что в этом плане их можно рассматривать как близких родственников СЭС, ВЭС и энергообъектов на базе ВИЭ и активно работать над увеличением доли атомной энергетики в энергобалансе страны.
Электросетевое хозяйство: инструменты трансформации
Любая отрасль, и электросетевой комплекс не стал исключением из правил, нуждается в обеспечении надёжной безаварийной работы. Это сложная комплексная задача. Её решение состоит из множества инструментов, сочетающих в себе внедрение инноваций и использование надёжных, проверенных временем, экономичных и понятных технологий.
В качестве наиболее востребованных в 2021 году технологических решений можно выделить следующие:
Индустрия 4.0, машинное обучение и big data. Синергия этих технологий, адаптированная под специфику сетевой инфраструктуры, способна вывести российскую электроэнергетику на качественно новый уровень. Кроме того, внедрение инновационных решений в электросетевое хозяйство положительно повлияет на развитие других отраслей экономики. Ведь качественное электроснабжение закладывает прочный фундамент для роста экономических показателей предприятий из разных сфер деятельности.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. На протяжении нескольких последних лет энергетики внедряют автоматизированный учёт электроэнергии. Уже сегодня технологии промышленного Интернета вещей позволяют энергокомпаниям обеспечивать 100%-ую наблюдаемость электросетей и автоматический сбор показаний.
Это стало возможным благодаря использованию mesh-сетей нового поколения, построенных на базе PLC+RF — мощной и функциональной системы для связи между концентратором данных и прибором учёта, а также технологии сотовой связи стандарта NB-IoT, предназначенной для устройств телеметрии с низкими объёмами обмена данными.
Цифровая трансформация. Повышение надёжности — один из ключевых приоритетов развития электросетевой инфраструктуры. По сути, цифровизация и есть тот эффективный инструмент, который позволит российским сетевым компаниям повысить качество электроснабжения.
Кроме того, в условиях коронакризиса участники энергорынка будут вынуждены сокращать бюджеты. Поэтому проекты по внедрению цифровых решений, обеспечивающие повышение операционной эффективности и способствующие уменьшению затрат на содержание и обслуживание, приобретут особую актуальность.
Например, проведение Big Data Analytics позволяет проанализировать работу оборудования и выявить «слабые» места. Установка датчиков и применение методов предиктивной аналитики даст возможность сократить расходы хотя бы на 1-2%, но в непростой экономической обстановке даже такая экономия становится значимой.
Создание российской компонентной базы. В условиях коронавирусных ограничений страны сконцентрировались на защите внутреннего рынка и своих производителей. Поэтому в России будут востребованы «умные» устройства и элементы систем технологического управления, созданные из компонентов отечественного производства, защищённых с точки зрения информационной безопасности.
Это вполне логично. Ведь на фоне цифровой трансформации энергетического сектора количество интеллектуальных элементов в сетях резко возрастает, что повышает риск уязвимости энергосистемы в целом, объекты которой относятся к критической информационной инфраструктуре (КИИ).
Кабельные технологии. В этой сфере актуальным направлением будет оставаться минимизация перегрузок и снижение количества аварийных отключений за счёт постоянного контроля температуры кабельных линий (КЛ). Температурный мониторинг выполняется с помощью оптоволокна, расположенного внутри кабеля. Оно выполняет роль распределённого оптического датчика и подключается к системам оценки температуры КЛ.
Технология позволяет решать несколько задач одновременно: отслеживать состояние кабеля в режиме реального времени, своевременно выявлять локальные проблемы и прогнозировать возможный перегрев в случае изменения нагрузки на ЛЭП. По оценкам аналитиков, наиболее перспективным является использование кабеля с оптическим модулем и системы температурного мониторинга в составе «умных» сетей, обеспечивающих электропитание и высокоскоростную передачу данных.
Россия обладает огромным потенциалом для развития электроэнергетики. Даже небольшая доработка регуляторной базы способна создать стимулы для внедрения многих технологических инноваций. Очевидно, это вопрос времени.
Автор: Андрей Метельников.
Метки: цифровизация энергетики, энергетика, Энергетическая стратегия России
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: