18 апреля в Москве прошла Всероссийская конференция «Технологическое проектирование объектов производственного назначения», где профессиональное сообщество обсуждало, а во многом и определяло пути становления и развития института технологического проектирования.
Обсуждались основные моменты формирования законодательной базы, пути консолидации усилий участников проектного сообщества с целью решения актуальных проблем в сфере технологического проектирования, различные способы решения данных проблем.
Буквально по следам конференции мы обратились за комментариями по перспективам развития технологического проектирования в современных условиях к председателю Совета проектной саморегулируемой организации СРО НП «Э.С.П.», генеральному директору ЗАО «ИнжЭнергоПроект» Александру Андреевичу Недовиченко.
— Александр Андреевич, в чем особенность технологического проектирования? Почему сегодня так активно обсуждается выделение технологического проектирования в отдельную область проектной деятельности?
Начну с некоторых пояснений. Основу экономики любого сильного государства создаёт мощная промышленность, развитая инфраструктура, транспортная система, оборона, энергетика. Чтобы все это строить, необходима современная промышленность строительных материалов и оборудования, продвинутые строительные технологии, которые обеспечиваются современной строительной техникой. Эти же условия распространяются и на современное градостроительство.
Все без исключения передовые производства начинаются с первого чертежа, с технологической схемы производственного процесса, разработанной проектировщиками. Порядка 80 или даже 90 процентов проектировщиков в России заняты проектированием в различных отраслях народного хозяйства. Именно они решают серьезнейшие вопросы по внедрению новых технологий в нашу промышленность.
Отличительная особенность технологического проектирования заключается в том, что начинают работу над проектом проектировщики-технологи, досконально знающие технологические процессы. Проектирование начинается со схемы процесса. Проектировщики-технологи отлично знают оборудование, материалы, знакомы с заводами-изготовителями, умеют с ними работать и решать технические вопросы, умеют работать и с поставщиками, владеют сроками изготовления и поставки оборудования, в состоянии согласовывать с заводами технические решения. Они знают требования заказчика, работают в тесном контакте с эксплуатирующей организацией. В результате совместной работы со всеми перечисленными сторонами рождается проект будущего производственного процесса, будь это выработка электроэнергии или транспортная трубопроводная система для нужд нефтяной или газовой промышленности. Важно именно то, что проектирование ведется от производственного процесса, от его особенностей и потребностей.
— Какие трудности сейчас существуют в этой области?
Разработка проекта – только часть работы, хотя и немаловажная. После этого его нужно согласовать со всеми заинтересованными организациями. Зачастую на разработку проектной документации тратится значительно меньше времени, чем на согласования.
На сегодняшний день согласования происходят многоуровневые, повторные. Нет регламентированных, общероссийских нормативных сроков рассмотрения и согласования документации. Существуют лишь внутренние, ведомственные сроки, которые практически никем не соблюдаются. Многие заказчики не имеют внятной технической политики развития своего производства. На этом фоне согласующие инстанции действуют в режиме «творческого полета». Часто каждая последующая инстанция дает замечания на замечания предыдущей инстанции. Проектировщикам приходится многократно корректировать документацию, лавировать между этими инстанциями для того чтобы получить заветную подпись. А время уходит, графики, сроки ползут, заказчик в лице департаментов капстроительства выражает явное недовольство сложившейся ситуацией, грозит «черными списками», юристы заказчика потирают руки и готовят претензии со штрафными санкциями.
Полагаю, это хорошо знакомо многим проектным организациям. Кроме согласований с заказчиком необходимо выполнить целый ряд согласований с другими организациями: это и территориальные органы, и владельцы коммуникаций, и землепользователи или владельцы, и особо охраняемые природные территории, и лесное хозяйство, и речное хозяйство и т. д. Количество согласований на линейных объектах обычно достигает нескольких десятков. Очень часто согласования проходят не параллельно, а последовательно, что дополнительно увеличивает сроки выполнения работ.
— То есть проблемы увеличения сроков согласования возникают в основном при взаимодействии с государственными органами?
Нет, не только. Заказчик, учитывая особенности и недостатки отечественных конкурсных процедур, вынужден реагировать на это соответствующим образом. Желая получить качественную проектно-сметную документацию, он увеличивает объем согласований не только проектной, но и рабочей документации. На выходе получаем тотальную проверку проектно-сметной документации. Я бы назвал это явление «тендерной ловушкой». Конкурсы выигрывают организации, которые предлагают наиболее привлекательную цену работ. Эксплуатирующие инстанции вынуждены увеличивать объем проверок и согласований, чтобы получить технические решения, полностью соответствующие их пожеланиям. Нагрузка на специалистов растет, из-за увеличенных объемов согласований увеличивается затрачиваемое на них время. В конечном счете, страдает экономическая сторона каждого проекта. Фраза «Время – деньги» звучит в данном контексте не метафорой, а элементарной констатацией фактов. Так как проектные организации являются участниками большого экономического процесса, страдает весь процесс в целом. Увеличивается сметная стоимость строительства, происходит перерасход заработной платы, вовремя не введенный объект – это недополученная выгода, недовложение своей маленькой доли в рост ВВП страны.
Проектировщики со стажем помнят, что раньше с заказчиком согласовывалась проектная документация и сводный сметный расчет. Из рабочей документации согласовывалась главная схема, схема расстановки защит, основные компоновочные решения, задания заводам и опросные листы на основное оборудование.
В соответствии с договорными обязательствами проектная организация передавала заказчику комплекты рабочей документации. Были установленные сроки рассмотрения и приемки документации — 45 дней. Если в течение этого времени документация не рассматривалась, она считалась принятой автоматически. Работал общепринятый, государственный механизм по капитальному строительству, в котором проектировщики занимали свое место. Достойное или заниженное – это отдельная тема.
— Что, на ваш взгляд, может дать российской экономике институт технологического проектирования?
Наступили новые времена, возникли новые взаимоотношения, которые не могли не повлиять на деятельность проектировщиков. Сейчас действуют новые законы, появились новые технологические регламенты и так далее. Однако как-то стыдливо говорится о проектировании технологическом, производственном. Одной из ключевых особенностей технологического проектирования является большое количество разнообразных технических направлений. Более того, основной технологический процесс всегда содержит в себе целый ряд сопутствующих процессов.
Если рассмотреть на примере электроэнергетики, которая мне ближе всего, поскольку в этой сфере я работаю более 30 лет, то основной процесс – это передача и распределение электроэнергии. Ему сопутствует автоматическая система управления технологическим процессом, релейная защита, система автоматического измерения, контроля и коммерческого учета электроэнергии, технологическое видеонаблюдение, противопожарные мероприятия, сети водопровода и канализации, маслостоки, системы технологической и диспетчерской связи, воздушные и кабельные линии электропередачи. Чтобы обеспечить передачу и распределение электроэнергии, необходимо решить целый комплекс взаимоувязанных технических вопросов. На стадии проектирования нужно выполнить необходимые расчеты, решить вопросы обеспечения надежности и безопасности в течение всего периода эксплуатации объекта, предусмотреть возможность дальнейшего расширения электросетевого объекта.
Я привел примеры из электроэнергетики, но у меня есть глубокая убежденность, что любой производственный, технологический процесс, независимо от отрасли, требует аналогичного подхода.
Для того чтобы наша страна вышла на современный мировой уровень в области промышленности, в каждый новый объект необходимо закладывать новейшие научно- технические разработки, образцы техники на уровне лучшего мирового опыта, новейшие технологии. Эти условия формируют серьезные требования к квалификационному уровню проектировщиков, которые можно сформулировать очень просто: проектировщики должны все знать. Они должны постоянно учиться, быть в курсе новейших достижений науки и техники, отлично разбираться в технических характеристиках.
На базе самостоятельного института технологического проектирования мы можем реализовать подготовку действительно высококлассных инженерных кадров, придать новый импульс развитию этой области, разработать необходимые стандарты. Мы почему-то выделяем в отдельную область только градостроительное и архитектурное-строительное проектирование. Я считаю, что для интенсивного развития промышленности мы должны уделять не меньшее, а даже большее внимание именно технологическому проектированию. Только тогда мы сможем говорить о возрождении и подъеме российского производственного сектора.
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: