
Минэнерго предлагает предоставлять скидки на транспортировку угля в северо-западном и южном направлениях при гарантии объемов перевозок, отложив вопрос бюджетных субсидий до возможного ухудшения рыночной ситуации. Дисконт могут предоставить ОАО РЖД, железнодорожные операторы и стивидорные компании.
Ведомство отмечает, что экспорт угля по этим направлениям сокращается третий год подряд. В 2024 году он составил 63,5 млн тонн — на 26,1% меньше, чем годом ранее. Основными причинами спада стали сложная эксплуатационная ситуация на Западном полигоне железных дорог и дефицит инфраструктуры.
Терминал в Тамани уже ввел прогрессивные скидки: для крупных партий они достигают 20%, снижая итоговую стоимость перевалки до $14 за тонну. Однако в ОАО РЖД заявляют, что дополнительные уступки приведут к убыткам, поскольку текущие тарифы уже учитывают 40% скидку на перевозки угля.
Аналитики указывают, что поставки энергетического угля на экспорт остаются убыточными, особенно в условиях удешевления сырья и укрепления рубля. Возможные меры поддержки, включая возврат понижающих коэффициентов и скидку в 12,8%, могут частично компенсировать потери, но полного решения проблемы пока нет.











