Изменение массы дрейфующих льдов является объективным показателем количества морских льдов в Арктике. Для определения массы необходимо знать пространственное распределение толщины льда, однако спутниковые и авиационные методы не обеспечивают достаточную точность наблюдений, а атомные подлодки являются на сегодняшний день далеко не самым доступным инструментом для проведения исследований. По сообщению пресс-служба НИИ Арктики и Антарктики, наиболее надежным можно считать прямые измерения, выполняющиеся с использованием атомных ледоколов и научных судов.
С 1990-х годов прошлого столетия, ежегодно в летний период атомные ледоколы осуществляют к Северному полюсу туристические рейсы, пересекая зону действия Трансарктического дрейфа, который обеспечивает вынос дрейфующих льдов в Атлантику через пролив Фрама. Обычно плавание ледоколов осуществляется по маршруту Мурманск – архипелаг Земля Франца-Иосифа – Северный полюс – Мурманск. В этих рейсах принимают участие ученые ААНИИ, выполняющие с борта судов наблюдения с применением специализированной аппаратуры, которая обеспечивает измерения толщины льда с необходимой точностью в автоматическом режиме. Результаты измерений представляют собой уникальные данные, пригодные для составления статистически важных оценок изменения состояния покрова льда в высокоширотной Арктике. К примеру, на основе анализа данных рейсов атомного ледохода «Ямал» в 2006 году и атомного ледохода «Сибирь» в 1987 году, обнаружено значительное (в 2–3 раза) сокращение доли многолетних льдов и, как следствие, уменьшение толщины льда в среднем на 23 %. Полученные данные хорошо соотносятся с наблюдениями со спутников, и подтверждают большое сокращение доли многолетних льдов за последние два десятилетия в Северном Ледовитом океане.
В сообщении пресс-служба НИИ Арктики и Антарктики говорится, что туристические рейсы с выполнением наблюдений за льдом в нынешнем сезоне проходят на а/л «50 лет Победы».
Метки: атомная энергетика, атомный ледокол
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: