С 1 мая в РФ начали действовать новые правила по проверке качества топлива на АЗС – по внесенным в ГОСТ поправкам Росстандарта теперь общественники и представители госорганов могут беспрепятственно брать пробы прямо из «пистолета». Ранее так можно было делать только с разрешения собственников заправок, многие из которых, всячески этому препятствовали. Но для того, чтобы исправить ситуацию, по мнению экспертов, этого недостаточно: в целом по стране доля «бодяжного» бензина достигает порядка 30%. И, как пишет «РГ», это подтвердил недавний мониторинг автозаправок Петербурга и Ленинградской области.
Всего в СПб сегодня работают 489 АЗС, а по Ленобласти – 272 станции. В апреле из них выбрали 40 заправок, попавших в пилотный проект по мониторингу качества содержимого бензоколонок. Его провела Федерация автовладельцев России, которая проверила сетевые заправки и АЗС от малых компаний, имеющих одну-две локации. Пробы отбирали 2-х видов: дизельное топливо и АИ-92, после чего их отправляли на испытания в аккредитованные лаборатории, а отчеты – в Росстандарт.
Результат оказался вполне показательным: из 20 образцов АИ-92 требованиям не соответствовали 10%, из такого же количества проб дизельного топлива проверку не прошли 35%, а основными продавцами контрафакта оказались представители малого бизнеса.
И хотя цифры не совсем уж катастрофичные, но как подчеркнул руководитель ФАР Сергей Канаев: «Одно дело, если бы такой итог мы получили при условии, что наши проверки были бы внезапными. Но когда о предстоящем мониторинге знал чуть ли не весь Санкт-Петербург… Это, я уверен, заслуживает очень серьезного внимания как со стороны властей и надзорных органов, так и со стороны самих нефтяных компаний».
Представители Росстандарта подтвердили, что внезапность проверок действительно могла бы повысить эффективность мониторинга, так как с предупреждением, – а АЗС по закону надо уведомить за 1-3 дня, поэтому можно успеть исправить любую ситуацию. Руководитель Северо-Западного территориального управления ведомства Андрей Челышев подчеркнул: «Но, как мы убедились, многие и этого не стали делать».
На некоторых АЗС обнаружили бензин, в составе которого массовая доля серы превышала норму в 70-90 раз. Со слов специалистов, достаточно несколько раз залить такое топливо в бак, чтобы автомобиль, каким бы «всеядным» его не считал владелец, больше не сдвинулся с места. Но главное, что при этом наносится вред не только автомобилю, но и экологии.
Президент некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин подчеркнул, что сомнительное дизельное топливо стоит на 12-15 руб дешевле, и для крупных компаний-перевозчиков и дальнобойщиков это очень существенная экономия. Он отметил: «Вот и посчитайте, если у них потребление по 2 млн литров в месяц. Но интересно еще вот что: в зимний период на сетевых АЗС спрос на ДТ вырастает на те самые 30-35%. Потребитель все понимает и не рискует заливать «разбодяженное» топливо, которое при 10-15 градусах мороза может просто замерзнуть. Встать с грузом посреди дороги никому не хочется».
Кстати, за апрель на недобросовестные АЗС наложили штрафов на сумму 4 млн руб, «средний чек» при этом составил 600 тыс руб.
Метки: АЗС, качество топлива, Петербург, проверки бензина
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: