В Южно-Сахалинске начал работу первый в России водородный полигон, который предназначен для снабжения электричеством отдаленных населенных пунктов, а также для обеспечения работы общественного транспорта и тяжелой техники на экологически чистом топливе. Этот проект является частью Восточного водородного кластера, созданного на Сахалине, и пилотной площадкой для развития водородных технологий в России.
Полигон расположен на территории Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований (СКБ САМИ) Дальневосточного отделения РАН. С его помощью будут решаться задачи энергоснабжения изолированных территорий, таких как Курильские острова и северные районы Сахалина, с переходом от дизельной генерации к новым гибридным установкам электроснабжения. Также планируется развитие водородного транспорта, включая автомобильный, железнодорожный и морской.
На церемонии открытия, в которой приняли участие глава региона и представители российского правительства, был запущен электролизер мощностью 5 кубометров в час, что стало первым этапом проекта. На втором этапе будет запущена основная артерия мощностью 30 кубометров в час. Полигон оборудован системами хранения водорода, заправочным комплексом и солнечными панелями для обеспечения энергоснабжения.
Партнером в создании водородного кластера выступает Московский физико-технический институт (МФТИ), а также проект поддерживают Минпромторг, Минэнерго, Минобрнауки и Минвостокразвития России и крупные индустриальные компании, такие как ГК «Росатом», ПАО «РусГидро», Группа «ГАЗ» и другие.
Оборудование с полигона будет направлено на пилотную эксплуатацию в отдалённые населенные пункты Сахалина, такие как села Новиково и Огоньки, а также на Курильские острова. В Огоньках, например, водородное топливо будет использоваться для питания труднодоступной вышки сотовой связи. Эти технологии будут проходить сертификацию и готовиться к серийному производству на Сахалине, с последующим распространением по Дальнему Востоку и всей России.
Кроме того, на полигоне представлены опытные модели автомобилей на водородных топливных элементах, такие как Урал и ГАЗель. Совместно с Росатомом, РЖД и Трансмашхолдингом планируется запустить водородные поезда, а также в сотрудничестве с Композитным дивизионом Росатома — строить лёгкие суда с использованием водородных энергосистем.
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: