Юрий Эрвье: «Геология привлекала меня с детства…»

Юрий Эрвье — начальник Главного Тюменского производственного геологического управления, замминистра геологии СССР, выдающийся организатор широкомасштабных геологоразведочных работ, благодаря которым было открыто более 250 крупнейших нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири, в том числе Самотлорское. Агентство нефтегазовой информации рассказало о трудовом пути выдающегося советского геолога.

Малой родиной знаменитого геолога Юрия Эрвье был Тифлис, который в 1936 году был переименован в Тбилиси. И хотя в графе национальность в документах он писал: «русский», однако семейные архивы говорили о французских корнях. В начале жизненного пути юноша работал помощником мыловара Тифлиса, грузчиком в порту Батуми, приемщиком семян на хлопкоочистительном заводе в Ургенче в Узбекистане. В 1927 году окончил рабфак и уехал работать в узбекский Термез, но давнюю мечту: поступить в Горный институт Ленинграда не оставил. И в 20 лет все-таки решился поступить.

Позже он вспоминал: «Геология привлекала меня с детства… Но, увы, я опоздал: приемные экзамены закончились. Правда, мне все же повезло… В Ленинграде я встретил хорошего человека из южного приазовского городка Мелитополя. Он работал в геологической партии. Поехал я в эту партию подсобным рабочим. С тех пор и началась моя кочевая жизнь геолога». Старые мастера говорили: «Геология для юноши — билет в один конец: от увлечения до седых волос». Так оно и получилось.

Эрвье спустя годы признался: «В геологоразведку я пришел двадцатилетним пареньком. И на всю жизнь выбрал для себя дорогу, которой нет конца, потому что никто не знает, где скрыла природа ключи от своих сокровищ. Геология — вечный поиск. Мы стремимся объяснить происхождение нашей планеты, жизни на ней, изучаем скрытые в недрах тайны».

Буровой рабочий, старший буровой мастер, начальник железнорудной партии… На карте Украины для Юрия не осталось неизведанных точек. У видных наставников-практиков осваивал он азы геологического ремесла. Но и о совершенствовании теоретических знаний заботился: в 1933 году с отличием окончил Высшие инженерные курсы геологоразведчиков, после чего получил право официально именоваться «инженер-геологоразведчик». Этот диплом и позволил ему возглавить отряд глубокого бурения саперного батальона и вести разведку на линии фронта Великой Отечественной войны и добывать из глубин земли воду для солдат и жителей осажденных городов.

После войны Юрий Эрвье 7 лет был главным инженером, начальником нефтеразведки в Молдавии, а в 1952 году получил новое назначение в Челябинск. В 1955 году он попал в Тюмень — первый сибирский город в своей жизни. Потом он вспоминал, что и не думал, что это место станет для него судьбой, что через несколько лет, благодаря открытиям геологов, Западно-Сибирскую низменность назовут крупнейшей нефтегазоносной провинцией мира.

Здесь Юрий Эрвье стал главным инженером треста «Тюменнефтегеология», причем география поиска нефти и газа была огромна: от Казахстана до Ямала. Ученые спорили о перспективах нефтегазоносности Западной Сибири, при этом многие сомневались. До открытия нефтяного гиганта Самотлора прошли целых 10 лет, где было место многократным разочарованиям и долгожданным первым фонтанам «черного золота».

29 мая 1965 года Юрий Юрвье, начальник Тюменского производственного геологического управления Министерства геологии СССР — Главтюменьгеологии, получил радиограмму от Владимира Абазарова, начальника Мегионской нефтеразведочной экспедиции: «На скважине Р-1 Самотлора в интервале 2123-2130 метров получен нефтяной фонтан. Визуальный дебит более 300 кубометров в сутки». Это была первая весть об открытии уникального месторождения.

И уже почти через месяц получили телеграмму за двумя подписями: начальника экспедиции Абазарова и главного геолога Синюткина, что получен самый могучий фонтан — дебитом более 1000 кубометров в интервале 1693-1736 метров.

О месторождении с легендарным будущим Юрий Эрвье перед камерами центрального телевидения Советского Союза заявил: «Сегодня Тюменская область является одним из крупных районов нефтедобычи. В будущем он станет еще более крупным благодаря открытию одного из самых уникальных в Советском Союзе месторождений — Самотлорского. Которое по своим запасам, я так думаю, превзойдет наиболее крупное у нас в стране Ромашкинское месторождение нефти».

Опытный геолог предвидел, что он и его коллеги вершат историю. За открытие Самотлора многочисленные государственные награды Юрия Эрвье дополнила Ленинская премия.

Это было делом его жизни. Делом, оставившем на его лице следы в виде глубоких морщин, запечатлев и бушующие штормы, и строптивые вьюги сурового северного края. Но он полюбил эту землю и завещал не разлучать с ней. Прирожденного геолога с пронзительным взглядом помнит тюменская земля, помнит и Самотлор — самое крупное месторождение, открытое им и его сподвижниками.

Фото из открытых источников.

Метки: , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

Одной строкой

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования