МЭТЗ_900x50_2

Минэнерго РФ предлагает нефтекомпаниям России обязательную продажу 3% нефти и 15% нефтепродуктов на бирже. Эксперты сомневаются…


Самая последняя версия закона «О нефти», которая была предложена российским Министерством энергетики правительству страны, содержит предписание, согласно которому не меньше, чем 3% от добываемой сырой нефти и не менее 15-ти % нефтяных продуктов отечественные НК должны реализовать посредством продажи на бирже. В качестве штрафных санкций Минэнерго предлагает ограничения в экспорте с использованием трубопроводов «Транснефти».

Мнение экспертов таково, что подобные ограничения нужны в первую очередь ФАС (Федеральной антимонопольной службе) России. Ну а Министерство энергетики РФ, в свою очередь, видит в антимонопольном ведомстве партнера и союзника, который помогал бы реализовывать инициативы Минэнерго в нефтегазовой отрасли (цитата из документа: «В случае нарушения, объемы нефти и нефтепродуктов, предусмотренные графиками транспортировки нефти и нефтепродуктов, уменьшаются на объем, который подлежит продаже (выставлению) на биржевых торгах, в соответствии с порядком определения объемов нефти и нефтепродуктов, утверждаемых правительством«).

На сегодняшний день российское Министерство энергетики уже не в первый раз изменяет проект закона «О нефти», выводя всё, что касается нефти (и нефтепродуктов) из содержания з-на «О недрах».

Важно отметить, что до настоящего времени все инициативы по организации биржевых торгов нефтью неизменно терпели неудачу. Ведь для их успеха нужен спрос от независимых представителей отрасли нефтепереработки. Вплоть до 2008-го г. в качестве такого независимого переработчика выступали Уфимские НПЗ, цены которых долгое время считались определенным индикатором. Но с тех пор, как Уфа перестала практиковать свои закупки, настоящих независимых переработчиков нефти в РФ по факту нет. Таким образом, если нефтекомпании России будут вынуждены выставлять свою нефть на биржевые торги, то фактически они будут покупать её сами у себя.

Не менее неоднозначен и вопрос продажи на биржах 15-ти % всех нефтепродуктов компаний. Ведь сейчас уже очевидно, что именно эксперимент с выведением части нефтепродуктов на биржи спровоцировал весенний бензиновый кризис в России, поскольку таким образом была нарушена логистика топливных поставок в регионы.

Стоит отметить также скандальную отставку президента Санкт-Петербургской биржи (СПбМТСБ), которая произошла в результате неправомерных манипуляций, сопровождавших «принудительную» торговлю нефтепродуктами на СПбМТСБ (в этой связи антимонопольная служба сделала свои требования к торгам на бирже существенно более жесткими — сейчас проект т.н. «Третьего антимонопольного пакета» ожидает 2-го чтения в Государственной Думе РФ).

Эксперт Сергей Вакуленко (является управляющим директором CERA) в свете событий вокруг закона «О нефти» заметил, что Россия в настоящий момент имеет довольно большое количество некрупных и независимых нефтеперерабатывающих заводов (это, например, Марийский, Новошахтинский, Антипинский НПЗ) — они как раз могли бы быть реальными биржевыми покупателями нефти у отечественных нефтекомпаний. Однако важно отметить, что в основной своей массе это как раз именно те НПЗ, которые должны исчезнуть с введённым 1-го октября налоговым режимом «60-66». Вакуленко обращает внимание также и на то, что за рубежом для обеспечения снабжения нефтеперерабатыващих заводов процесс закупки нефти для них отделен от процесса продажи собственно нефти подразделениями, её добывающими. Это делается для того, чтобы трейдеры имели возможность выбирать наиболее выгодный источник для обеспечения НПЗ. Но для РФ такая модель, ввиду существующих сегодня механизмов рынка и их несомненного несовершенства, может быть рассмотрена разве что в самой далёкой перспективе. Вакуленко считает, что навязанная продажа трёх процентов нефти на бирже для НК России — это в первую очередь вариант, позволяющий предоставить антимонопольной службе ценовой индикатор, который бы помог ФАС сравнивать порядок цен в ВИНК (вертикально-интегрированных компаниях).

Так или иначе, окончательное решение по законопроекту «О нефти» в его новой редакции будет за правительством страны. Однако игроки нефтяного рынка в данный момент не склонный высоко оценивать шансы данного документа.

Метки: , , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2018 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

При перепечатке материала с сайта активная обратная ссылка обязательна. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс цитирования