9-го февраля 2011 г. в Санкт-Петербурге состоялось совещание, которое премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин посвятил итогам деятельности топливно-энергетического комплекса России в минувшем году и задачам, стоящим сегодня перед всероссийским теплоснабжением. Опубликовано содержание совещания, которое позволяет увидеть перспективы энергетики РФ в 2011-м году.
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы только что присутствовали на запуске четвёртого блока Южной ТЭЦ-22. Новые мощности позволят укрепить устойчивость энергоснабжения социальных объектов, жилых кварталов, промышленных предприятий Петербурга. Губернатор неоднократно ставила вопрос о новых мощностях. Петербург так же, как и многие другие крупные города страны, нуждается в этом. Мы сегодня по всем этим проблемам подробнее поговорим.
Кстати говоря, ещё одна проблема возникла, в том числе, в сфере энергетики – в связи с аномальными погодными явлениями в Калининградской области. Я прошу тоже сегодня несколько слов об этом сказать. Там и МЧС, и коммунальные наши службы работают. Я только что получил очередной доклад от губернатора. Но работы ещё много, и я упомяну в ходе нашей сегодняшней встречи о проблемах, которые возникают и обнажаются в связи с проявлениями подобного рода.
Если говорить об энергетике в целом, то важно, что таких высокотехнологичных проектов, как тот, который мы сегодня здесь имели возможность посмотреть, в российском ТЭКе становится всё больше и больше, а сама отрасль последовательно развивается, вносит серьёзный вклад и в общее восстановление экономики, и в пополнение государственной казны. Что касается казны, то мы с вами хорошо знаем вклад энергетики в бюджет. Так вот, в 2010 году, по предварительным расчётам, поступления от нефтегазовой сферы составили более 4,1 трлн рублей, что составляет около, а может быть, даже чуть больше 50% всех поступлений в бюджет.
Вместе с тем много и проблем – мы об этом с вами хорошо знаем. Трагедия на шахте «Распадская» в мае 2010 года, масштабные сбои в системе энергоснабжения центральных регионов страны в декабре–январе говорят о том, что острых проблем, требующих решения, ещё достаточно. Это касается укрепления безопасности производств, технологической модернизации. Нельзя забывать и об антитеррористических мероприятиях, об антитеррористической защищённости объектов энергетической инфраструктуры. Всеми этими темами нам нужно предметно и системно заниматься.
Теперь о ключевых итогах и тенденциях работы отрасли по всем её направлениям в 2010 году, и конечно, о наших задачах на 2011-й. Отмечу, что удалось обеспечить рост всех – хочу это подчеркнуть: всех! – ключевых показателей работы ТЭКа в 2010 году.
Увеличилась добыча нефти и газа. По газу прирост добычи составил почти 12%. Что касается нефти, то мы впервые (впервые!) вышли на уровень добычи 505 млн т в год, и это самый лучший показатель в мире: Россия сегодня занимает 1-е место в мире по добыче. Это как раз тот оптимальный объём, который покрывает и внутренние, и экспортные потребности. И такой уровень добычи нефти мы должны удерживать в предстоящие годы. Удерживать!
Обращаю внимание: прирост добычи нефти в основном был достигнут за счёт ввода крупных месторождений в Восточной Сибири, таких как Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское. Также начата добыча на месторождении имени Корчагина на Каспии.
Кроме того, полным ходом идёт освоение новых газовых месторождений – Бованенковского, Заполярного. Продвигаются проекты по сжиженному природному газу (СПГ) и освоению шельфа.
Меняется и структура поставок нефти и газа. Российские компании выходят на новые экспортные маршруты, укрепляют свои позиции на внешних рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Так, благодаря пуску первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО – как мы её называем сокращёно) в 2010 году нам удалось нарастить экспорт нефти в страны АТР практически на 45%.
Активно выходят на международный рынок такие нефтяные компании, как «Лукойл», «Роснефть». На внутреннем рынке увеличились объёмы нефтепереработки.
Мы и дальше будем стимулировать глубокую переработку сырья, выпуск качественных нефтепродуктов, отвечающих самым строгим экологическим требованиям. Такие производства с высокой добавленной стоимостью дают нам новые рабочие места, увеличивают налоговые поступления в бюджет, позволяют рачительно использовать природные богатства нашей страны.
Напомню, что уже с 2011 года все наши НПЗ переходят на выпуск бензина стандарта «Евро-3». Кроме того, заводам, на которых глубина нефтепереработки меньше 70%, запрещено подключаться к магистральным нефтепроводам. Такую политику, подталкивающую компании, бизнес к качественному развитию, внедрению инноваций, будем проводить и впредь. В полной мере.
Это касается и угольной промышленности. Вы помните, как было много разговоров о её бесперспективности несколько лет назад. Я всегда считал такую точку зрения поверхностной и просто ошибочной, тем более что мы не могли оставить десятки тысяч людей без поддержки, без работы, просто свалить на них весь груз проблем (и как бы они решались – ещё неизвестно), и потому пошли на программу масштабной реорганизации отрасли: государство потратило на эти цели 133 млрд рублей.
К концу 2015 года мы планируем завершить программу реструктуризации – она продолжается. Будем направлять средства на переобучение шахтёров, на ликвидацию аварийного жилья и бараков, на переселение людей из посёлков вокруг выработанных шахт и разрезов. Добавлю, что в 2010 году угольная промышленность практически вышла на докризисный уровень. Ну мелочь какая-то осталась – практически это докризисный уровень. Было добыто 323 млн тонн угля. Костяк отрасли составляют рентабельные и успешные предприятия.
Вместе с тем особое внимание мы должны и впредь уделить вопросам безопасности в угольной отрасли – предотвращению аварий, созданию эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации. Так, в июле прошлого года были внесены поправки в так называемый закон «Об угле», устанавливающие обязательные требования по дегазации шахт.
Повышается ответственность собственников предприятий. Расширены полномочия Ростехнадзора. Его инспекторы смогут приостанавливать работу предприятий, отстранять от работы их руководителей за грубые нарушения в сфере безопасности до вступления в силу решения суда.
Теперь несколько слов о ситуации в электроэнергетике. В прошлом году выработка электроэнергии в России увеличилась на 4,3%. Произведено более 1 трлн кВт•ч электроэнергии. Это практически тоже сопоставимо с докризисным уровнем. Восстановлены и начали работу четыре гидроагрегата Саяно-Шушенской ГЭС. Они сейчас дают примерно 50% от среднегодовой плановой выработки. Всё уже смотрится вполне солидно.
Были запущены такие крупные новые энергообъекты, как блок № 7 на Шатурской ГРЭС, 2-й энергоблок на Калининградской ТЭЦ-2. Реализуются программы в атомной энергетике. Так, в прошлом году запущен блок № 2 Ростовской АЭС. Идёт строительство Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской и Балтийской АЭС. В общей сложности ввод новых генерирующих мощностей в 2010 году составил более 3,2 ГВт. Подчеркну, это один из самых высоких показателей за последние 10 лет. Вот такой же объём мы вводили только в 2005 году. Но задачи на 2011-й, на текущий год гораздо больше – ровно в 2 раза: нужно будет ввести 6,5 ГВт. А в целом, кстати говоря, в 2011 году, в текущем в большой энергетике должно быть введено 32 объекта.
Эти планы, безусловно, должны быть выполнены. Рассчитываю на ответственный подход всех наших коллег, всех энергетических компаний, на то, что в ближайшее время они полностью ликвидируют имеющееся ещё в некоторых случаях отставание по сдаче пусковых объектов.
Кроме того, прошу Минэнерго постоянно отслеживать график реализации инвестиционных программ и ввода энергоблоков, особенно тех, которые строятся в рамках договоров на поставку мощностей. Здесь срывов быть не должно. Мы же с вами договаривались в своё время: мы идём на определённые льготы, а компании своевременно инвестируют и вводят эти объекты.
Такие масштабные планы развития, ввод большого количества новых станций и энергоблоков потребуют серьёзной работы от российских машиностроителей. Мы, конечно же, рассчитываем, что наши машиностроители, энергомашиностроители, обеспечат выпуск современной техники, отвечающей всем мировым стандартам и требованиям. В ближайшее время в рамках отдельного совещания посмотрим, какие меры необходимо принять для поддержки нашего энергомашиностроения. Мы в ближайшие две-три недели такую встречу проведём, поговорим на все эти темы и обсудим все проблемы в энергомашиностроении.
В конце 2010 года – начале этого года мы столкнулись и с масштабными авариями. Без света и электричества остались многие регионы центральной России. Энергетики, ремонтники делали всё, чтобы восстановить линии. Однако для ликвидации последствий аварий в некоторых районах и посёлках потребовались не один день, и не одна неделя. Были случаи рассогласованных действий, отсутствия должной координации между ведомствами и территориальными энергетическими компаниями.
Произошедшее чрезвычайное происшествие – это не только следствие аномальной погоды. Конечно, это тоже фактор и очень серьёзный, но это ещё и серьёзный сигнал, показывающий положение дел в сетевом хозяйстве. Оно у нас сильно устарело. По оценкам, физический износ распределительных сетей достигает 70%. Мы привыкли то тут, то там говорить о каком-то износе, но это действительно серьёзный вопрос.
Сейчас я уже упоминал Калининград. Там выяснилось, что некоторые вышки (опоры) стоят более 60 лет без замены и ремонта. Немцы ещё строили. Нужно обновлять сети, оборудование, создавать резервные линии, отстраивать чёткую работу региональных энергетических компаний, наводить порядок с лесными просеками вдоль ЛЭП, в том числе решить проблемы с выдачей разрешений на вырубку леса. В целом надо урегулировать все вопросы земельно-имущественных отношений, возникающие при строительстве и ремонте электросетевых и других линейных объектов ТЭКа.
Обращаю внимание: следующую зиму мы должны пройти без повторения подобных аварий. Нужно провести детальный мониторинг и заранее локализовать все проблемные места в электросетевом хозяйстве, инфраструктуре. Прошу Министерство энергетики, ФСК, МРСК, а также «Ростехнологии», не откладывая, заняться всеми организационными и техническими вопросами.
Параллельно с этим нужно готовить планы общего обновления сетей. Считаю, что здесь нужна специальная долгосрочная программа. Прошу Минэнерго представить свои предложения на этот счёт. Мы с руководителем МРСК говорили: там цифры колоссальные. Но надо делать, надо программу создавать и постепенно начать её осуществление, работу, изыскивать источники. Работать надо!
Сегодняшнее совещание – повод обсудить ещё одну очень важную проблему. Это ситуация с ценами. Надёжное обеспечение внутреннего рынка должно служить для нас безусловным приоритетом. Нужно создать надёжную страховку от разного рода скачков, от немотивированного и ни чем не обоснованного вздутия цен, а сам механизм ценообразования должен быть максимально прозрачным.
В этой связи не могу не остановиться на ситуации с ценами на дизельное топливо, тем более что это один из ключевых ресурсов для сельхозпредприятий, начавших, по сути, весенне-полевые работы.
Обращаю внимание, уважаемые коллеги: с декабря 2010-го по январь 2011 года рост цен на дизельное топливо составил более 35% (это отпускные цены с НПЗ). Средняя цена на солярку в январе перевалила за 28 тыс. рублей за тонну. Минэнерго, ФАС, Российская академия наук провели анализ факторов, оказавших влияние на такой бурный рост. И что выявилось на деле? Объективные факторы роста тоже есть, но они оказались совсем не основными.
По данным Минэнерго и ФАС, получается, что более 50% в увеличении цены (или в абсолютных цифрах – в январе 3 тыс. 902 рубля, а в феврале 3 тыс. 500 рублей) приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний. С этим, вы понимаете, никто не может согласиться. Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита, а затем, на втором этапе, и к его искусственному созданию. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен такая банальная – просто грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль.
Минэнерго, другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка, взаимодействуют с нефтяными компаниями. В результате такой работы ряд компаний уже позитивно отреагировал: «Сургутнефтегаз», например, снизил отпускные цены с НПЗ на 2 тыс. рублей, «Роснефть» – на 1,5 тыс. рублей, «Лукойл» снизил цены. Вместе с тем пока нет реакции ни от «Газпром нефти», ни от «ТНК-ВР». И если есть что сказать, то просил бы это прямо сейчас и сделать.
Г.Б.Хан (исполнительный директор ОАО «ТНК-ВР менеджмент»): Мы уже отреагировали, Владимир Владимирович. Снижение будет.
В.В.Путин: Когда?
Г.Б.Хан: Сегодня.
В.В.Путин: Спасибо. А где у нас второй руководитель?
А.В.Дюков (председатель правления, генеральный директор ОАО «Газпром нефть»): На самом деле мы отреагировали ещё в конце января, и с 1 февраля мы снизили цены на зимнее дизельное топливо на 1 тыс. и 1,5 тыс. рублей. Вчера было принято решение, и мы снижаем цены на зимнее дизельное топливо дополнительно к тому снижению, которое было в конце января, ещё на 1,5 тыс. рублей на тонну.
В.В.Путин: Александр Валерьевич, может быть, всё так и было. Только, по имеющимся у меня сведениям, на утро сегодняшнего дня никаких изменений по вашей компании не было заметно. Посмотрим, что будет в конце сегодняшнего.
В этой связи даю команду ФАС незамедлительно начать антимонопольное расследование по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо.
Также считаю, что нам необходимо подумать о формировании резервов на нефтепродукты для сглаживания сезонных колебаний. И прошу Минэнерго поговорить с коллегами и с нашими ведущими компаниями –«Транснефтью», НПЗ – поработать, где, какие возможности на этот счёт существуют, сделать соответствующие предложения.
Кроме того, НПЗ должны согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором свои планы ведения текущих ремонтов и регламентных работ, чтобы заводы не останавливались на ремонт одновременно, как это подчас у нас бывает сегодня. И в связи с этим не возникал бы дефицит поставок. Соответствующее решение мы примем в самое ближайшее время. Если такая проблема возникает – а она возникает у нас время от времени, – мы не можем и не должны её допускать. Согласовывайте теперь с Минэнерго ваши регламентные и другие ремонтные работы.
И, наконец, сегодня могу сообщить, что мы приняли принципиальное, согласованное с вами, уважаемые коллеги, с нефтяными компаниями решение: в текущем году продлить льготную цену на ГСМ для сельхозпроизводителей. Скидка должна составить, как мы с вами договорились, 10% от цены, которая сложилась на 1 ноября 2010 года. Это значит, что от сегодняшней цены скидка составит где-то 30%, чуть больше. В абсолютных цифрах это значит, что сельхозпроизводители получат поддержку в объёме порядка 10 млрд рублей.
Проекты соответствующих постановлений Правительства подготовлены, завтра будут вынесены на заседание Правительства, приняты и подписаны. Есть ещё один документ – распоряжение Правительства: оно будет подписано сегодня.
Агропромышленный комплекс, который пережил трудный, очень трудный 2010 год, нуждается в поддержке. Нужно дать возможность нормально провести весенние полевые работы, заложить базу для будущего урожая. И конечно, нам нужны системные решения, которые позволят сделать механизм ценообразования на рынке предсказуемым и объективным. Речь идёт и об использовании прямых контрактов на поставку нефтепродуктов, и о широком внедрении механизмов биржевых торгов, которые позволяют установить справедливую цену.
Напомню, для стимулирования торговли через биржевые площадки мы договорились об обязательной продаже через биржу до 15% сырья и нефтепродуктов. В 2010 году через механизм биржевых торгов было продано 7,6 млн т нефтепродуктов – рост более чем в 3 раза по сравнению с 2009-м. По экспертным оценкам, такой же рост ожидается в 2011 году. Но всё же этого пока явно недостаточно, мало.
Нам нужно и дальше расширять биржевую торговлю, внедрять различные финансовые инструменты, в том числе фьючерсы, организовывать торговлю не только нефтепродуктами, но и сырой нефтью. И, безусловно, должна быть обеспечена транспортировка всех углеводородов, которые реализованы через биржу. Здесь я не могу с вами, уважаемые коллеги, не согласиться, то есть для нефтяных компаний должна быть гарантирована работа с транспортом. И вы, и потребители, конечно, должны быть уверены в том, что купленные на бирже нефтепродукты будут поставлены в полном объёме и чётко в срок.
Хочу проинформировать, что приняты дополнительные решения, направленные на сохранение благоприятных условий для развития биржевой торговли и нефтепродуктов, и эти решения тоже будут завтра приняты на Правительстве. Теперь регистрироваться на бирже будут не только сделки, проходящие через биржевую площадку, но и внебиржевые сделки с нефтью и нефтепродуктами, в том числе и долгосрочные контракты. Это также будет способствовать, как нам кажется, созданию прозрачных и понятных правил при формировании цен на нефтепродукты. В целом – ещё раз повторю – надо стимулировать заключение на рынке прямых долгосрочных договоров без посредников.
Прошу также Минэнерго, ФАС с участием нефтяных компаний, а также ключевых потребителей нефтепродуктов подумать над созданием, условно скажем так, биржевого комитета – саморегулирующей организации. Эта структура могла бы заняться системным мониторингом ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, давать объективную картину тенденций на рынке.
Ещё одно замечание. ТЭК, нефтянка в целом объективно несут высокую налоговую нагрузку. Кроме того, фактически субсидируют другие отрасли экономики. Поэтому на предприятия ТЭКа не должны ложиться дополнительные издержки, в том числе транспортные. К любым решениям по тарифам на перевозку нефтепродуктов нужно относиться предельно аккуратно – искать здесь оптимальные решения и развязки.
Мы с вами не раз обсуждали подходы к выработке эффективной модели налогообложения. Это налоговый режим для новых месторождений, выработанных и низкодебетных скважин, а также дифференциация НДПИ и выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты. Считаю, что дискуссия вокруг налогов явно затянулась. Мы давно это уже обсуждаем. Здесь я не могу с вами не согласиться: это мешает компаниям выстраивать долгосрочные стратегии развития и планы. Поэтому прошу максимально оперативно проработать вопросы по налогообложению отрасли и представить возможные варианты для рассмотрения на правительственной комиссии по ТЭКу в самое ближайшее время. Весной надо эту работу закончить.
И последнее. Прошу Минэнерго совместно с «Газпромом» проработать возможности обеспечения паритетного доступа к трубопроводному транспорту всех независимых производителей – мы много раз уже это обсуждали – в целях заключения долгосрочных договоров поставок газа на энергообъекты, сооружаемые в рамках наших договоров на поставку мощности. Здесь тоже не могу не согласиться с энергетиками. Как же они будут вкладывать сейчас инвестиции, стройки осуществлять, будучи неуверенными в том, что они получат газ на эти объекты? И прошу Министерство энергетики вместе с «Газпромом» обязательно доработать этот вопрос и решить без всяких проволочек.
* * *
Выступление С.И.Шматко:
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Итоги экономического развития Российской Федерации в целом и топливно-энергетического комплекса как основной его части можно в 2010 году охарактеризовать как уверенный, планомерный выход из кризиса. Наряду с благоприятной внешней конъюнктурой основным фактором восстановления российской экономики стал рост инвестиционных программ крупнейших топливно-энергетических компаний, которым соответствуют один из максимальных инвестиционных мультипликаторов и, как следствие, оживление промышленной деятельности, увеличение производства всех видов энергоресурсов. При этом, как уже отмечалось, почти половина дохода федерального бюджета приходится на нефтегазовую отрасль – более 4 трлн рублей. Без сомнения, принятые адресно Правительством Российской Федерацией меры по созданию инфраструктуры Восточной Сибири, льготные ставки экспортной пошлины позволили ввести новые крупные месторождения и нарастить добычу даже в условиях кризиса.
Надо отметить, что в структуре экспорта увеличилась доля нефтепродуктов, но реализация программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов пока ещё не завершена. Поэтому рост на данный момент создаётся за счёт дизельного топлива и мазута, что по своей стоимости ниже альтернативной стоимости экспортной поставки нефти. Вы уже упоминали, Владимир Владимирович, что в настоящее время реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиций в глубокую нефтепереработку, чтобы уйти от этой ситуации.
После падения уровня добычи природного газа в 2009 году газовая отрасль практически вернулась на докризисные показатели. Добыча газа составила 650 млрд кубов, объём экспортного газа – 182 млрд кубов. В первую очередь это связано с увеличением потребления газа внутри Российской Федерации, а также странами ближнего зарубежья. Несомненно, что важную роль здесь сыграл выход на полную мощность завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2».
В 2010 году продолжалась планомерная реализация основных направлений развития нефтегазового комплекса. Это развитие новых центров добычи нефти и газа, в том числе на континентальном шельфе, а также повышение эффективности переработки углеводородных ресурсов и диверсификация маршрутов доставки.
Необходимо выделить следующие ключевые события для нефтяной отрасли. Компанией «Роснефть» подписано стратегическое соглашение по реализации шельфовых проектов совместно с иностранными партнёрами – это корпорации Chevron Corp, BP, Exxon Mobil. Кроме того, введено в промышленную разработку шельфовое месторождение имени Корчагина на Северном Каспии, запущена в опытно-промышленную эксплуатацию первая очередь НПЗ в городе Нижнекамске мощностью 7 млн тонн нефти в год, запущена установка каталитического крекинга «Лукойл-Норси» мощностью 2 млн тонн. В рамках реализации проекта ВСТО введён магистральный нефтепровод Сковородино–Мохэ годовой мощностью 15 млн тонн в год.
По газовой отрасли. Успешно проведены геолого-разведочные работы на Киренском блоке в Охотском море, обеспечен выход на полную проектную мощность Юрхаровского газоконденсатного месторождения, начата укладка морской части газопровода «Северный поток», произведён запуск газопровода с Нижне-Квакчинского газоконденсатного месторождения до города Петропавловск-Камчатский, а также утверждён комплексный план производства СПГ на полуострове Ямал.
Реализация этих основных направлений развития нефтегазового комплекса будет продолжена в 2011 году. В течение года мы планируем запуск компанией «Роснефть» центрального пункта сбора Ванкорского месторождения и продолжение увеличения уровня добычи нефти на месторождении, окончание строительства комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,9 млн т на «Киришинефтеоргсинтезе» («Сургутнефтегаз»), окончание строительства нефтепровода БТС-2 (Балтийская трубопроводная система–2), запуск газопровода «Джубга–Лазаревское–Сочи» и запуск установки комплексной подготовки газа на Заполярном месторождении.
Стратегически важно, чтобы российский ТЭК в результате системной работы обеспечил рост основных показателей деятельности и реализацию крупнейших инфраструктурных проектов. Для эффективного развития нефтегазового комплекса в настоящее время отрабатывается целый комплекс мер – в первую очередь это окончательное утверждение основных программных документов по развитию нефтегазового комплекса.
Уважаемый Владимир Владимирович, в 2009 году Вами были даны поручения по подготовке генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года. Эта работа была выполнена, результат в целом Вами одобрен. В настоящее время проводится окончательная доработка согласований генсхемы с федеральными органами исполнительной власти и, в соответствии с Вашим поручением, документ будет представлен в Правительство уже в I квартале этого года.
Та же самая ситуация в отношении генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года, которая будет в ближайшее время представлена в Правительство Российской Федерации. Продолжается активная работа по реализации плана развития газа и нефтехимии Российской Федерации на период до 2030 года. Уже разработан первый этап соответствующей программы. В октябре 2011 года мы планируем завершить разработку второго этапа.
Нельзя забывать и о принятых программных документах, таких как комплексный план производства СПГ на полуострове Ямал, программа комплексного освоения месторождений углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края до 2020 года.
В рамках работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в нефтегазовом комплексе был разработан и внесён в Правительство Российской Федерации проект федерального закона об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Одной из важнейших задач является повышение экономической эффективности и реализации новых проектов в сфере нефте- и газодобычи.
Как уже было сказано, адресные меры позволили ввести в разработку крупные месторождения в Восточной Сибири. Также в 2010 году были приняты и реализованы решения о снижении экспортной пошлины для месторождений Каспийского бассейна. Это месторождения Корчагина и Филановского.
В 2011 году мы также будем продолжать работу над повышением экономической эффективности деятельности нефтегазового комплекса. В первую очередь речь идёт о реализации проектов на территории ЯНАО (полуостров Ямал), интенсификации добычи нефти на малых месторождениях, внедрении сайклинг-процессов для поддержания пластового давления.
Конечно, основными задачами далее, в соответствии с ранее данным Вами поручением, являются разработка и окончательное утверждение новой системы налогообложения. Она будет адаптивна к изменяющимся макроэкономическим условиям, повысит инвестиционную привлекательность разработки новых месторождений, в том числе на континентальном шельфе.
Этого планируем достигнуть в первую очередь за счёт обеспечения учёта географических и геологических различий в условиях разработки конкретных месторождений. Такая работа ведётся соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с Вашим сегодняшним поручением концепция будет представлена уже в I квартале 2011 года в Правительство Российской Федерации.
Уважаемый Владимир Владимирович! По итогам 2010 года в электроэнергетике выработано свыше 1 трлн кВт•ч – прирост по сравнению с 2009 годом составил 4,3%. Выработка тепловой энергии в 2010 году составила 530 млн Гкал. При этом прирост в сравнении с 2009 годом составил чуть больше 2,6%.
Надо отметить, что в 2010 году в отрасли укрепился тренд на модернизацию энергетических мощностей, создание генерирующих установок на природном газе, а также энергоустановок на чистых угольных технологиях и оборудования с применением технологий сжижения и газификации угля.
Как Вы уже отмечали, в 2010 году введено 3,2 ГВт генерирующих мощностей, в том числе свыше 850 мегаватт мВт по ДПМ – это был самый высокий показатель за последние годы. Из наиболее крупных объектов генерации — Ростовская станция, Калининградская ТЭЦ-2, Шатурская. Ввод трансформаторных мощностей составил свыше 18 гигавольт-ампер. По сравнению с 2009 годом это рост порядка 12%. Также было введено свыше 17 тыс. км новых линий электропередач, что превышает показатель ввода новых ЛЭП в прошлом году на 46%.
Мы исходим из того, что в 2010 году спрос на электроэнергию в России был остановлен. Обозначу только ключевые особенности баланса электроэнергии в 2010 году. В целом потребление выросло по сравнению, как мы уже говорили, на 4,2%, причём тепловыми станциями увеличилось на 7,4%. Из-за аварии на Саяно-Шушенской станции производство электроэнергии ГЭС снизилось на 4,7%. И на 0,4% выросло производство электроэнергии атомной электростанции – связано с вводом в эксплуатацию второго энергоблока Ростовской станции.
Надо отметить, что ключевым моментом здесь также является рост экспорта электроэнергии относительно 2009 года – прежде всего за счёт увеличения экспорта в Белоруссию, Украину, Китайскую Народную Республику, Финляндскую Республику и страны Балтии.
Необходимо отметить знаковый для энергосистемы России зимний период 2009–2010 годов. Восстановление экономики России после мирового экономического кризиса, а также аномально низкие температуры привели к значительному росту потребления электроэнергии и мощности. В результате в упомянутый период потребление мощности в российской энергосистеме составило 150 тыс. мВт, что полностью превысило постсоветские показатели, и мы подошли к историческому максимуму – 156 тыс. мВт, достигнутому зимой 1990 года.
Эта зима также подвергла серьёзным испытаниям энергетиков страны. По итогам устранения последствий аварий, массовых отключений в конце прошлого – начале этого года нами был сделан тщательный анализ причин, разработан обширный комплекс мер по недопущению последствий такого масштаба даже в условиях повторения таких аномальных явлений. По Вашему поручению представлен доклад по всем этим вопросам в Правительство Российской Федерации – энергетики уже приступили к его реализации.
Надо отметить, что в 2011 году мы на территории Российской Федерации ожидаем рост электропотребления выше 2%. Это ещё раз подтверждает необходимость обеспечения поступательного и непрерывного инвестиционного процесса в отрасли. Так, инвестиции государственных энергетических компаний в 2010 году составили 574 млрд рублей, что на 28% выше, чем в 2009-м.
Общий объём согласованных и утверждённых Минэнерго России в 2010 году инвестиционных программ государственных энергетических компаний на 2011 год составил 788 млрд рублей, что подразумевает прирост инвестиций до уровня 37% по сравнению с 2010 годом.
По рынку договоров поставки мощности в 2010 году утверждён перечень соответствующих объектов. Данный перечень предполагает в ближайшие семь лет – в период с 2007 по 2017 год – 30 ГВт мощности. Суммарные инвестиции в объекты ДПМ составят более 1 трлн рублей.
Также в 2011 году запланирован ввод 27 объектов генерации по ДПМ мощностью 6,1 ГВт. И всего будет запущено 32 – значит, ещё пять объектов, которые находятся вне конструкции по договору поставки мощности.
Следует отметить предусмотренные инвестиционными программами энергетических компаний ввод в 2011 году почти 40 тыс. мВт трансформаторных мощностей и 21 тыс. км линий электропередач.
В рамках работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в 2010 году был также предпринят целый ряд мер. Принят федеральный закон «О теплоснабжении», внесены поправки в федеральный закон «Об электроэнергетике», принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии переходного периода», а также Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощностей на конкурентной основе на оптовом рынке электроэнергии».
Одними из наших задач являются ускорение инновационного развития отечественного энергомашиностроения и внедрение новых высоких эффективных технологий. С этой целью была организована локализация производства на территории Российской Федерации энергетического оборудования с использованием лучших образцов зарубежных производителей.
За прошедший год российскими компаниями российского ТЭКа было заключено 16 соглашений о взаимодействии и локализации в России производства энергетического оборудования. Среди наших зарубежных партнёров – компании General Electric, Alstom, Hyundai Heavy Industries, Siemens, Toshiba и другие. Но, решая таким образом проблему привлечения новых технологических и управленческих решений, мы также разрабатываем комплекс мер по стимулированию наших национальных производителей, в том числе с возможностью заключения долгосрочных контрактов, которые будут выгодны как производителям, так и потребителям. Это касается и производства оборудования для сетей, турбиностроения, буровых машин и других. Разрешите, Владимир Владимирович, более подробно о предлагаемых комплексах мер доложить на том совещании, которое Вы анонсировали.
Благоприятная рыночная конъюнктура прошлого года позволила угольным компаниям существенно улучшить показатели своей деятельности. Помимо того, что действительно добыча возросла больше чем на 20 млн т, на 8,8 млн т возросли объёмы переработки угля на обогатительных фабриках, составив 118 млн т. До 67 млрд рублей возросла прибыль угольных компаний. Напомню, что в 2009 году прибыль угольных компаний совокупно составляла 22 млрд рублей. В этой связи инвестиции в основной капитал угольных компаний возросли до 60 млрд рублей. При этом поставки угля увеличились к уровню 2009 года по всем основным направлениям, с использованием, в том числе, на электростанции на нужды коксования. Значительно возросли поставки на экспорт. Мы, по данным ФТС, видим рост поставок на экспорт на 9,3 млн т и они составили в общей сложности 115 млн т – это практически плюс 9% к уровню 2009 года.
В 2010 году в угольной отрасли произошли следующие основные события. В Кузбассе введены в эксплуатацию пять угольных разрезов общей мощностью 10,8 млн т в год, а также обогатительная фабрика мощностью 2 млн т в год. В Республике Тыве проведены аукционы на право использования участками недр на Межэгейском и Улуг-Хемском месторождениях, что позволит приступить к освоению этого нового региона угледобычи.
Продолжается наращивание мощностей угольных терминалов российских портов – Мурманске, Усть-Луге, Восточном, Ванино, а также городе Беломорске на границе с Архангельской областью.
Нельзя, конечно, не упомянуть о трагических событиях, которые сегодня уже обсуждали – авария на шахте «Распадской». Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что собственниками восстановление было проинвестировано на сумму более 5 млрд рублей, сохранены рабочие места, практически своевременно была устранена угроза роста социальной напряжённости. И, по нашим данным, план восстановления предусматривает уже в этом, в 2011 году доведение общей добычи на шахте «Распадской» до 2 млн тонн.
Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с Вашими поручениями повышена эффективность системы государственного управления в промышленной безопасности, частично – в ионизированной горно-спасательной (уже говорили сегодня о законе по дегазации), повышены меры административной ответственности за нарушение требований безопасности, а также продолжено совершенствование обязательного страхования с целью экономической заинтересованности в финансировании безопасности, предприятиям представлены льготы по НДПИ.
В 2011 году в Республике Саха (Якутия) компания «Мечел» должна начать промышленную добычу угля на Эльгинском каменноугольном месторождении и уже в 2011 году довести её до 2 млн тонн. То же самое касается освоения минерально-сырьевой базы Республики Тыва и строительства железнодорожной линии Кызыл–Курагино.
В прошлом году существенно возросли объёмы экспорта угля в Китайскую Народную Республику, которые достигли 10,8 млн тонн. Мы предусматриваем заключение специального межправительственного соглашения о сотрудничестве в угольной сфере между Россией и Китайской Народной Республикой. В перспективе китайские коллеги заявляют о готовности принимать до 20 млн тонн угля в год.
Уважаемый Владимир Владимирович! Проводится работа по завершению реструктуризации угольной промышленности. В федеральном законе о федеральном бюджете на 2011-й и плановый период 2012–2013 годов предусмотрено ассигнование на финансирование этих мероприятий: в 2011 году – 2,9 млрд рублей, на 2012 год – в сумме 2,940 млрд рублей, практически такая же сумма. Это позволит реализовать 116 проектов ликвидации организаций угольной промышленности и обеспечить бесплатным пайковым углём более 65 тыс. льготных категорий граждан.
Основными проблемами угольной промышленности в настоящее время являются: высокая доля затрат на транспортировку угля, увеличение доли подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях, неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля, замедление темпов завершения реструктуризации, недостаточность средств на модернизацию, повышение безопасности работ. Для решения этих проблем в соответствии с Вашим поручением Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, угольными компаниями подготовило проект – долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года, которую мы предусматриваем принять в 2011 году и обеспечить исполнение предусмотренных ею мероприятий.
Уважаемый Владимир Владимирович! Решение стоящих перед ТЭК задач возможно лишь на основе инновационного развития. При этом ТЭК должен сыграть ключевую роль в инновационной политике государства как потребитель инновационной продукции и как производитель новейших научно-технологических разработок. Основными направлениями работы в сфере инновационного развития ТЭК являются:
— увеличение объёмов финансирования НИОКР;
— системная разработка планов НИОКР;
— разработка и реализация технологических платформ;
— воссоздание и развитие научно-инженерной базы.
По всем этим направлениям в настоящее время ведётся активная работа. В частности, работа направлена на ускорение процессов инновационного развития ТЭК, поставленного во главу угла развития энергетических компаний с государственным участием. Формируется серьёзная финансовая база для инновационного развития отрасли.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом в компаниях электроэнергетического сектора наблюдается 11-кратный рост затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки – с 1,2 млрд рублей до 13,9 млрд рублей.
Если же сравнивать объём вложений в исследование и разработки за период с 2008 по 2010 год со следующим периодом – 2011–2012 годов, то в целом для компаний с госучастием этот показатель в абсолютном выражении составит более 107 млрд рублей, что в 5 раз больше, чем за предыдущие три года.
Уверен, что многократное увеличение объёмов НИОКР, программно-целевой подход к организации инновационной деятельности компаний, расширение кооперации на базе технологических платформ позволит топливно-энергетическому комплексу стать локомотивом инновационного развития российской экономики.
Как известно, в настоящее время разворачивается работа по уточнению планов и ориентиров стратегического развития экономики страны в посткризисный период. И одним из важнейших ориентиров и приоритетов данной работы должно стать обеспечение энергией инновационного развития ТЭК и экономики в целом.
В заключение хочу сказать, что, несмотря на непростые условия, в которых находилась энергетическая отрасль в 2010 году, нам удалось выполнить основные стоящие перед ТЭК задачи и уверенно войти в 2011 год с хорошими перспективами инновационного развития комплекса и экономики страны.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, я в заключение хотел бы сказать следующее. Энергетика в широком смысле этого слова, безусловно, всегда была, есть и будет фундаментом нашей экономики. Собственно говоря, это фундамент любой экономики, нашей в том числе.
Результаты работы отрасли в 2010 году говорят о том, что она восстанавливается, практически восстановилась. Теперь нам нужно уделить максимальное внимание выполнению тех задач, которые перед отраслью стоят в 2011 году с упором на модернизацию. Чем эффективнее мы будем работать, тем более конкурентоспособной будет экономика в целом.
За результаты работы в 2010 году у меня есть все основания поблагодарить вас – акционеров наших крупнейших компаний, рабочих, инженеров, всех, кто работал в угольной отрасли (горняков), в электроэнергетике, в атомной энергетике, в нефтянке, в газовой сфере. Мы фактически вышли на докризисный уровень и, по сути, делаем первые шаги посткризисного развития.
Я хочу поблагодарить вас также за решение по поддержке сельского хозяйства и выражаю надежду на то, что никаких сбоев (таких, как мы наблюдали по скачкам ценообразования) у нас с вами не будет, а Федеральная антимонопольная служба подготовит предложения по прозрачному рыночному ценообразованию с соответствующими рыночными ориентирами.
Спасибо вам большое. Всего хорошего.
* * *
По завершении совещания В.В.Путин вручил заместителю Председателя Правительства И.И.Сечину орден Дружбы, которым вице-премьер был награжден несколько дней назад, и поблагодарил его за работу в качестве одного из руководителей топливно-энергетической отрасли.
Метки: 2011 г., налоги, нефть, осветительные приборы, электричество
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: