ААНИИ выполняет фундаментальные и прикладные исследования и разработки в Арктическом регионе России и Антарктике в рамках федеральных целевых программ, постановлений Правительства РФ, по заказам Росгидромета, министерств и ведомств, других российских и зарубежных организаций различной организационно-правовой формы. Предметом деятельности ААНИИ является методическая координация и проведение фундаментальных и прикладных исследований в Арктике и Антарктике в области гидрометеорологии, океанографии, климатологии, геофизики, водных ресурсов и охраны окружающей среды Антарктики в рамках комплексного изучения, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды в полярных областях Земли. Важнейшие исследования и разработки ААНИИ направлены на разработку и создание методов диагноза и прогноза состояния природных сред полярных регионов, технологий их мониторинга, анализ климатических изменений и состояния экосистем, на обеспечение безопасности и эффективности эксплуатации объектов, таких как морские суда и сооружения на арктическом шельфе. ААНИИ является научно-исследовательским и координационно-методическим центром по: гидрометеорологическим, аэрологическим, ледовым, ионосферным и магнитным наблюдениям и руководству гидрометеорологической и геофизической сетью в Арктике и Антарктике; гидрометеорологическому обеспечению отраслей экономики и оборонной деятельности в Арктике; ведению государственного водного кадастра в Арктике; морскому льду Мирового океана и замерзающих морей России; ведению государственного фонда данных о состоянии природной среды полярных районов по закрепленным дисциплинам и разделам. ААНИИ включает 21 научное подразделение, Высокоширотную арктическую экспедицию, Российскую антарктическую экспедицию, Центр ледовой и гидрометеорологической информации, Центр полярной медицины, Инженерно-экологический центр, научно-экспедиционный флот (в том числе НЭС "Академик Федоров", оснащенное современным исследовательским оборудованием), т/х "Профессор Мультановский", уникальный специализированный ледовый бассейн, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу — станции "Ладожская" и "Горьковская" (в Ленинградской области), Мировой центр данных (МЦД) по морскому льду. На ААНИИ возложена организация и проведение комплексной научной Российской антарктической экспедиции (РАЭ). В настоящее время в Антарктике постоянно работает пять российских станций, проводятся работы на сезонных станциях и базах. В 2006 году исполнилось 50 лет с начала регулярных работ России (СССР) в Антарктике. Ежегодно институт проводит в среднем около десяти экспедиций в Арктике, центральное место в которых занимают работы Высокоширотной арктической экспедиции (ВАЭ). В последние годы возобновлены работы дрейфующих станций "Северный полюс", выполнены масштабные экспедиции с использованием НЭС "Академик Федоров", который летом 2005 г. самостоятельно без ледокольной поддержки достиг Северного полюса. Собранный арктическими экспедициями обширный материал является фундаментом исследований в области полярной метеорологии, аэрологии, геофизики, океанографии на основании, которого созданы многочисленные атласы, пособия, издана серия монографий. Анализ полученных данных привел к ряду важнейших научных открытий в области познания природы Центральной Арктики: создана первая карта рельефа дна Северного Ледовитого океана (СЛО), изучена структура вод и льдов Арктического бассейна СЛО и арктических морей, исследована структура и динамика атмосферных процессов в регионе, созданы новейшие магнитные карты Центральной Арктики и сделаны важнейшие научные обобщения относительно изменения во времени элементов земного магнетизма, восстановлена геологическая история дна Северного Ледовитого океана за предыдущие 150-18 тысяч лет.Проведенные гидробиологические исследования изменили существовавшие представления о развитии жизни в Центральной Арктике. Наличие льда, его влияние как фактора, осложняющего проведение морских операций, намного превышает суммарный эффект воздействия всех остальных природных явлений. Опыт ледового плавания по СМП и морской деятельности в замерзающих морях свидетельствует, что отсутствие необходимой ледовой информации либо недостаточное внимание к ней существенно увеличивает риски (в т.ч., экологические) морских операций. ААНИИ проводит работы по гидрометеорологическому обеспечению морской деятельности, основой которого служит система наблюдений, включающая полярные гидрометеорологические станции, космические аппараты, морские суда, автоматические средства наблюдений. В ААНИИ создана и функционирует "Автоматизированная ледово-информационная система для Арктики" (система "Север"), которая предоставляет различным потребителям необходимую для принятия оптимальных управленческих решений фактическую и прогностическую ледовую и гидрометеорологическую информацию по Арктике и замерзающим морям России. Для развития системы ГМО полярных областей в ААНИИ разрабатываются новые методы и технологии расчетов и прогнозов гидрометеорологических параметров, а также новые средства и технологии сбора данных, ориентированные на конкретных потребителей. Необходимым условием практической реализации гидрометеорологического обеспечения является наличие современных информационных систем, способных удовлетворить возрастающие потребности в качественной и надежной ледовой и гидрометеорологической информации с учетом специфики районов морской деятельности. Примером такой разработки может служить адаптируемый комплекс мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы для обеспечения морской деятельности в арктических и замерзающих морях России (АКМОН), разработанный в ААНИИ в 2005 — 2006 гг. Комплекс предназначен для сбора, обработки и анализа исходных данных о состоянии природной среды, разработки фактической и прогностической продукции и доведения гидрометеорологический продукции (фактической и прогностической) до рабочего места потребителя (мостик судна, буровой платформы, диспетчерский пост управления). Основная продукция комплекса АКМОН — навигационные рекомендации, которые представляют собой научно-обоснованную интерпретацию имеющейся гидрометеорологической информации, с целью поддержки принятия судоводителем (руководителем операции) оптимального решения. Важнейшим элементом навигационной рекомендации является прокладка оптимального пути плавания судна во льдах. Неравномерное распределение льдов на акватории моря, изменчивость распределения льда во времени дают возможность выбирать разные варианты плавания в пределах одного района. Для каждого из предварительно выбранных маршрутов определяются средние скорости движения судна (каравана) по отдельным зонам с однородными ледовыми условиями, затраты времени на плавание в пределах каждой из ледовых зон и в целом по всей трассе, время, затраченное на работу набегами (для автономного плавания судна или лидирующего ледокола в караване). Расчет выполняется на основе эмпирико-статистической модели количественной оценки трудности плавания судов во льдах. Разработка используется в обеспечении морских транспортных систем ("Норильский никель", Сахалин-1 и др.) В 2006 — 2007 гг. на крупнейших отечественных и международных выставках инновационных разработок комплекс АКМОН получил золотые и серебряные медали.
Контакты
Страна: Россия
Город: Санкт-Петербург
Адрес: 199397, ул. Беринга, 38
Телефон: (812) 352-1520
Факс: (812) 352-2688
— «Росатом» и «Сибагро» построят в Бурятии биогазовую станцию. Инициативы планируется завершить в...
В первом полугодии 2024 года специалисты компании «РН-Пурнефтегаз», входящей в нефтегазодобывающий комплекс НК «Роснефть», успешно реализовали 946 мероприятий по программе...
В Приморском крае введен в эксплуатацию экспортный терминал для перевалки 150 000 тонн сжиженного углеводородного газа (СУГ) в год, с...
Константин Феоктистов — эксперт в области энерго-решений и технологического предпринимательства, с многолетним опытом...